
Обложка: настольная игра «Непостижимое»
Продолжаем праздновать день рождения Говарда Филлипса Лавкрафта разговором о настольных играх, вдохновлённых его творчеством. Но на этот раз — с подковёрными интригами, ведь на корабле завелись крысы, и скоро они прогрызут днище.
«Непостижимое» — необычная настолка из линейки Fantasy Flight Games («Ужас Аркхэма», «Древний Ужас», «Особняки безумия»). Это полукооперативная игра с механикой скрытых ролей: среди игроков будет предатель, и, скорее всего, даже не один. Она является ремейком Battlestar Galactica: The Board Game, созданной Кори Коничкой. Оригинал опирался на сюжет сериала: любой член экипажа мог оказаться сайлоном, жаждущим гибели человечества. Перенеся механику в лавкрафтовский сеттинг, авторы посадили героев на пароход «Атлантика», атакованный глубоководными во главе с Отцом Дагоном и Матерью Гидрой.
Сайлонов заменили гибриды — люди, почувствовавшие «зов моря» и подчинившиеся Монархам из глубин. А на десерт для игроков приготовили и роль культиста — ведь без этих ребят в капюшонах не обходится ни одна игра по Мифам Ктулху. Гибриды и культисты, поначалу стараясь не выдать себя, наводят шороху в и без того неспокойной обстановке: под вой монстров, шум шторма и грохот двигателя, который в любой момент может отказать.
Погружаемся подробнее в настольную игру в нашем обзоре.
Часть команды — часть корабля

Источник: настольная игра «Непостижимое»
Игровой процесс здесь заметнее всего отличается от других настолок из аркхэмской серии, и дело не только во внедрении скрытых ролей. Задача игроков состоит не в предотвращении „конца света“ (Дагон всё же помельче иных лавкрафтовских сущностей), а в банальном выживании. Нужно лишь добраться до порта и при этом не допустить трёх исходов: захвата судна глубоководными (это случается, когда заканчиваются их миниатюры), поломки „Атлантики“ (корабль идёт ко дну, если все жизненно важные отсеки повреждены) или падения одного из ресурсов до нуля. А ресурсов хватает: придётся следить за топливом, припасами, количеством выживших (в игре — „душ“) и, конечно, рассудком. В „Непостижимом“ у персонажей нет собственных параметров здоровья и рассудка: получившие урон герои отправляются в лазарет со штрафом на получение карт, а страх и ужасы отражаются на команде в целом.
Структура хода тоже может показаться непривычной. Хорошая новость: за одно действие можно переместиться не только в соседнюю, но и вообще в любую локацию. Но на этом хорошие новости заканчиваются. Ведь за один ход действия совершает не вся группа по очереди, а только один ведущий. А значит, после фазы действий каждого персонажа активируются глубоководные и зачитываются неприятности из колоды Мифа.

Источник: настольная игра «Непостижимое»
Вариантов действий немного: мы перемещаемся, атакуем врагов и спасаем пассажиров, что то и дело вылезают на палубу вместо того, чтобы забиться под койку в своей каюте. Если их жетоны вовремя не убрать, можно всего за одну фазу мифа лишиться всех душ и уйти в морскую пучину на радость древнему злу. Игроки также могут выполнять особые действия со своих карт и внутренних отсеков корабля: получать новые ценные вещи, запирать в карцер подозрительных „любителей моря“ или продвигать треки путешествия и ритуала. Первый приближает прибытие в Бостон и победу, второй позволяет изгнать всех монстров, не проникших внутрь корабля. В таком случае лучше и самим покинуть палубу, чтобы не загреметь в лазарет, ведь добирать всего одну карту вместо пяти вряд ли кому-то понравится.
Гидру и Дагона в бою достать не удастся — на них действует только ритуал. А вот мелких рыболюдей, если повезёт, можно выкашивать за милую душу. Атаки проходят броском одного восьмигранного кубика, причём в бою и глубоководные совершают проверку — что нетипично для аркхэмской серии, где враги обычно лишь наносят урон. И если среди навыков есть Сила, из колоды можно вытянуть карту с комбо-атакой, позволяющей за одно действие убрать с корабля сразу четырёх противников.

Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» — это настолка, в которой фраза «ничего не происходит» оказывается лучшим исходом события, который вы можете прочитать на карточке. Бывают, конечно, и проблески надежды, когда эффект позволяет увеличить ресурсы, но чаще вас будут нещадно терзать когтями, попутно крушa казённое имущество. Хотя есть ощущение, что больше неприятностей доставляют не мерзкие твари из Пучины, а пассажиры «Атлантики»: пока вокруг бушует неописуемый ужас и всех хотят сожрать, эти ребята вечно недовольны — то их переселили из первого класса к простолюдинам, то кормят недостаточно хорошо. Может, всё дело в отсутствии среди персонажей корабельного кока? Видимо, его выбросили за борт ещё до начала игры.
Противостоять буйным монстрам вы будете с помощью совместных проверок, и они, на удивление, куда меньше зависят от рандома, чем в «Аркхэме». В начале хода игрок получает карточки навыков, которые можно использовать как действия или чтобы помочь (а иногда и помешать) другим игрокам. Но их основное предназначение — участие в проверках. Каждый кризис из колоды Мифа имеет целевое число и список навыков, карты которых дают положительный эффект. Если же в проверку Знания и Воли подмешать карты Силы, то они будут снижать общий результат. Внести хаос способны как скрытые предатели, так и специальная колода случайностей: две её карты добавляются к любой проверке.
Я водяной, я водяной — никто не водится со мной

Источник: настольная игра «Непостижимое»
Игра за предателя устроена следующим образом: в начале партии вы, скорее всего, будете действовать скрытно, периодически мешая остальным преодолевать кризисы и аккуратно переводя стрелки на кого-нибудь другого. Можно просидеть так до самого конца или раскрыть свою тайную сущность: в таком случае вам станут доступны карты Коварства, которые всегда негативно влияют на проверки и позволяют гадить игрокам в свой ход, вы сможете атаковать игроков и пассажиров (но за это точно последует ответка), а ещё глубоководные больше не будут вас беспокоить. Игроки, в свою очередь, будут стараться посадить вас в карцер — это единственная локация, которая сильно ограничивает вас в возможностях. Раскрыть предателя — как, например, в настолке по фильму «Нечто» — здесь не получится, поэтому без саморазоблачения велик риск упечь в карцер не того и тем самым помочь Гибриду. Впрочем, посадка за решётку также требует общей проверки, в которой участвует и сам подозреваемый. И тут всё же закралась ещё одна (последняя) хорошая новость: поскольку карты ролей раздаются дважды за партию — в начале и по прибытии в середину пути, — в первой половине предателей может не быть вовсе, поэтому попробуйте насладиться этим небольшим промежутком временной кооперации.

Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» подстёгивает игроков к недоверию и противостоянию. В играх от FFG обычно нельзя напрямую называть, какие карты и возможности у вас есть, и это хорошо влияет на атмосферу таинственности. Но здесь количество открытой информации снижено до минимума: остальным участникам известны только ваша постоянная способность и карты вещей. Если вы ещё недостаточно изучили игру и не помните нюансы своего персонажа, внимательный Гибрид в нужное время «забудет» напомнить вам, что прямо сейчас жизненно необходимо убрать с палубы скопление пассажиров (за один ход это может сделать только Капитан) или спасти из лазарета побитого глубоководным союзника. А потом аккуратно подкинет в важную проверку пару сильных минусов, злорадствуя про себя с лицом ангелочка. Может, ещё и в карцер убедит отправить именно вас. Впрочем, здесь всё зависит от компании: кто-то играет агрессивно, а в некоторых партиях вообще может не возникнуть весомых подозрений.

Источник: настольная игра «Непостижимое»
«Непостижимое» выделяется среди игр на социальную дедукцию тем, что к «мафиозной» основе накручена высокая кризисность и необходимость работать в режиме многозадачности. Иногда поиск предателя приходится отложить, чтобы немного повысить свои шансы на выживание, и в эти же моменты Гибрид и Культист могут совершить просчёт. Для полного погружения настолка требует немного наигрыша, из-за чего в первых партиях предателям может быть проще прийти к победе — на корабле и без них достаточно опасностей и потерь. Но и освоиться с геймплеем будет проще, чем в «Ужасе Аркхэма». Здесь меньше нюансов и более доступные правила, настолку смело можно отнести к средней сложности и попробовать в качестве гейтвея перед более мудрёными лавкрафтовскими проектами. Многие настольщики оценят и эмоциональную составляющую, и камерность именно этой игры — согласитесь, не всегда есть намерение спасти мир, иногда хочется старого доброго инсмутского обряда во славу Отца Дагона.