31 мая в Воронеже заявили о возможности создать скоростной трамвай по концессии. Перспективным проектом сразу же заинтересовалось турецкое ООО «ИЧТАШ», второй по величине инфраструктурный инвестор Турции. На слуху также несколько проектов ГЧП по трамваям в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Ленинградской, Ульяновской и других областях. В общей сложности более пяти российских проектов ЛРТ сейчас находятся на стадии структурирования и инициирования.
Видя такой интерес к ГЧП-трамваям в России, мы задались вопросом, а как обстоят дела с ГЧП в ЛРТ на Западе и на Востоке? Подробнее в нашем обзоре.
ЛРТ. О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
Если по-простому, то о трамваях. Именно трамваем мы бы назвали проекты такого рода, реализуемые за рубежом, даже если в оригинале они именуются по-другому. Называются проекты ЛРТ во всех странах по-разному. Например, сюда относится линия Пусан — Кимхэ в Республике Корее, линии лондонского легкого метро, а также линия O-Train в Оттаве (Канада) и «Синия линия» в Миннеаполисе (США). При этом в том же Пусане на одной из веток легкого метро колеса у трамваев не стальные, а резиновые.
Объединяет все линии ЛРТ то, что по ним движутся облегченные по сравнению с метро и железной дорогой составы с меньшей скоростью, габаритами и грузоподъемностью. Назначение таких составов – комфортно и безопасно перевозить пассажиров в черте города, как правило, не спускаясь под землю, хотя бывает и такое.
КТО ЗАПУСКАЕТ ТРАМВАИ ПО ГЧП ЗА РУБЕЖОМ
За рубежом проектов ГЧП в ЛРТ немного, но они есть. База Всемирного банка насчитывает, как минимум, три успешно реализованных проекта ГЧП, которые можно уверенно отнести к ЛРТ. При этом база структурируемых ГЧП-проектов Всемирного банка инфраструктуры содержит информацию еще о семи проектах в ЛРТ: по два проекта планируют к запуску Бразилия и Австралия, по одному – у Таиланда, Израиля и Кореи.
Денверский FasTrack (США)
Проект стартовал в 2011 году, когда местный региональный оператор заключил соглашение с организацией Denver Transit Partners на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию ряда линий ЛРТ в рамках единого контракта. По своей сути заключенный контракт близок к классическому концессионному соглашению. Госпредприятие сохраняет за собой права на все создаваемые объекты, при этом большинство рисков несет частная сторона, взамен получая право сбора платы с пассажиров. Общий объем инвестиций по проекту превышает $2 млрд. За время реализации проекта было построено свыше 60 км путей.
GoldLinQ – «златая цепь» Австралии
Проект по строительству и эксплуатации путей скоростного трамвая длиной в 13 км в австралийском городе Голд-Кост, самом восточном городе материка. Проект начался летом 2011 года, когда правительство штата Квинсленд заключило соглашение с компанией GoldLinQ Pty Ltd.
По условиям договора оператор должен был спроектировать, построить, установить и ввести в эксплуатацию систему ЛРТ в течение трех лет с даты заключения контракта. Работы включали изготовление и поставку трамвайных и рельсовых систем, прокладку путей, строительство остановочных пунктов, а также сборку подвесных блоков питания. Оператору выплачивались установленные платежи по факту реализации строительных работ, закрепленных в техническом задании. Фаза эксплуатации и технического обслуживания длится 15 лет и включает в себя техобслуживание трамваев и сопутствующей инфраструктуры в обмен на ежемесячные платежи из бюджета.
Ванкуверский TransLink (Канада)
В 2002 году власти Ванкувера осознали, что растущее население города и прилегающих территорий требует новой инфраструктуры общественного транспорта, иначе ситуация с дорожным трафиком станет критической. Тогда было принято решение построить ветку легкого метро, которая соединит аэропорт Ванкувера, расположенный на юге города, с густо населенными северными городскими округами и расположенным еще южнее аэропорта городом-спутником Ричмондом.
В 2005 году состоялось коммерческое и финансовое закрытие проекта между правительством Канады в лице Управления транспорта Ванкувера и компанией InTransitBC. Частный партнер предложил городу 2 млрд канадских долларов под обязательства спроектировать, построить, эксплуатировать и обслуживать новую линию ЛРТ. Компания также согласилась взять на себя большую часть строительных и коммерческих рисков. Взамен город позволил частной стороне собирать плату с пассажиров.
ПРОБЛЕМЫ ГЧП-ПРОЕКТОВ ЛРТ ЗА РУБЕЖОМ
ЛРТ-проекты обычно долгие и дорогостоящие, поэтому характерные для них сложности обусловлены, в первую очередь, объемом привлекаемых инвестиций, а не отраслевой спецификой или спецификой ГЧП. Про такие проекты обычно говорят, что они слишком крупные, чтобы дать им право потерпеть неудачу.
Отсюда и главная сложность в их реализации – согласовать инициацию и получить бюджетные деньги. С такой проблемой столкнулся проект ЛРТ в канадском Эдмонтоне в 2013 году: даже при наличии формальных одобрений на высшем уровне сторонам проекта пришлось ждать около года, пока средства из федерального бюджета наконец-то спустились на муниципальный уровень.
Вторая проблема, типичная для крупных инфраструктурных проектов, – нехватка поддержки со стороны общественности. Пишущие об этом журналисты любят упоминать опыт строительства ЛРТ в американском Хьюстоне. Потребность в трамвае город осознал еще в 1970-х, однако до конца 1990-х проект не мог «взлететь», так как не получал поддержки в ходе общественных слушаний и референдумов. Лишь когда проблема с пробками и выхлопными газами стала видна, так сказать, невооруженным глазом, жителям пришлось смириться с этой неэффективной, по их мнению, тратой средств налогоплательщиков.
И наконец, желание инвесторов «присесть» на бюджетное финансирование зачастую толкает их на борьбу до последнего за право получить госконтракт. Речь идет о различных попытках сорвать или затянуть конкурс. Такие случаи повсеместны, и один из них произошел в 2014 году на Филиппинах, когда по механизмам ГЧП планировалось построить несколько новых линий подземки в рамках миллиардного проекта. Хотя конкурс прошел без эксцессов, и победитель был объявлен, несколько проигравших инвесторов одновременно подали жалобы в адрес Департамента общественных работ и строительства, организатора конкурса. При этом один из них был настолько упорным, что даже получив несколько отказов, в конечном итоге дошел до канцелярии президента страны и смог добиться аннулирования результатов тендера.
Источники: ppp.worldbank.org, pipeline.gihub.org, rtd-fastracks.com, goldlinq.com.au, translink.ca, thecanadaline.com, cbc.ca, hbr.org, rappler.com