Главная » Свежие статьи » Общество потребления

29.07.2019

Общество потребления

Общество потребления

«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом» (Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд).

Большинство из нас родилось в государстве, которое боролось с вещизмом, с детства нам говорили, что – не в деньгах счастье… И даже намёки юмористов на то, что счастье в их количестве, вызывали в зале, как правило, дружный смех. Теперь же всё перевернулось с ног на голову и девизом стало – если ты такой умный, то почему бедный.

Никто не спорит с тем, что деньги дают свободу и ощущение защищённости. И только мудрецов нищета не повергает в депрессию. Они способны быть счастливыми, сторожа чужие огороды. Но большая часть человечества на это не способна.

Однако, наверное, всё хорошо в меру.
Страшно, когда целью человека является только обогащение любым путём, нажива и накопительство. Нередко именно богатый человек превращается в скупца. В народе не зря говорят, — чем богаче, тем жаднее. И это грустно.

В то же время нельзя отрицать, что современный мир и мы, в том числе живём в обществе потребления от английского — consumer society.

Возникает такое общество тогда, когда у людей отпадает необходимость ежедневно бороться за физическое существование. Как таковое общество потребление сложилось в высокоразвитых странах Европы к 70-м годам XX века, оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием определённых стереотипов мышления и поведения людей.

Количество людей, разделяющих ценности общества потребления, растёт с каждым днём и, к сожалению уже является одной из черт современного человечества. Аппетиты такого общества подогревает реклама, призывающая потреблять как можно больше. Если раньше наши бабушки берегли вещи, относились к ним с уважением, но теперь вещь выбрасывается часто совсем новой, по одной простой причине – она перестала соответствовать моде.

Критики такого общества замечают, что люди переплачивают огромные деньги за вещь от известного кутюрье, хотя подруга, мама, бабушка, соседка по лестничной площадке, портниха из местного ателье могут сшить одежду не хуже и во много раз дешевле.

«Торговая марка», так называемый бренд ценится выше того идёт ли вещь человеку или нет, лежит ли вообще душа к этой вещи, просто она должна быть, чтобы сохранить имидж своей первосортности.

В обществе потребления, человек, не покупающий всё новые и новые вещи, чувствует себя нищим и несчастным. По этому поводу хочется вспомнить, как молодому Эйнштейну советовали вместо старого плаща купить новый, на что он ответил: «Вот стану известным и куплю». Известным он стал, а плащ носил по-прежнему старый и на негодование знакомых отвечал: «А зачем? Меня и так все знают».

Защитники общества потребления считают, что высокие потребительские запросы являются стимулом для зарабатывания всё большего количества денег. Но что в этом хорошего, если работа съедает всё время, если она изматывает, не оставляет времени на общение с семьёй, на воспитание детей, на отдых и самообразование? А потом мы удивляемся, что наши дети отбились от рук, живут сами по себе, от родителей требуют только материальных благ. Так одно же вытекает из другого.

Читайте также:  Туфли для ранней осени 2019

Вырастить ребёнка настоящим человеком может только внимание, любовь, тепло, но никак ни крутой телефон, компьютер и прочие чудеса современной техники.

Сокращается количество маленьких магазинчиков, где продавцы знают своих покупателей, их вкусы, хозяева которых не закупают вагонами колбасу и другие продукты, которые лежат потом на прилавках не один день, они знают, сколько примерно товара раскупается у них за день.

Сетевые магазины, наверное, ещё можно приветствовать, но возведение всё новых супермаркетов и пугает и угнетает. Не лучше ли на их месте возвести парки, скверы, спортивные комплексы, бассейны?

Я просто отказываюсь верить, что даже мегаполис способен поглотить всё, что там предлагается до срока истечения годности товаров, особенно продуктов. Поэтому этикетки переклеиваются и именно посетители больших магазинов чаще всего покупают просроченные товары.

Шопинг, который можно считать болезнью, стал хобби, формой проведения досуга.
То есть прогулки в лесу, парке, чтение книг, посещение театров, выставок, концертов, музеев, общение с друзьями заменяются хождением в душном и огромном магазине.

Умственное, нравственное и духовное развитие личности в обществе потребления обесценивается, человек деградирует.

Помнится, почти все советские люди мечтали о колбасе, недостижимым идеалом нам казались красивые упаковки. И, вот, всё это у нас есть. Стали ли мы счастливее? Мне кажется, что нет…

Мы перестали запросто ходить друг к другу в гости, мы разучились общаться с соседями, мы больше не охотимся за редкими книгами, не спорим до хрипоты о новых и старых произведениях, потому что книги мы стали потреблять в виде «лёгкого чтива», точно, так как потребляем модные тряпки и колбасу.

А ещё мы стали завидовать друг другу, мы научились ненавидеть тех, кто нажил «палаты каменные трудами неправедными».

Далеко не у всех идёт справедливый рост доходов, но сложившаяся общественная мораль давит на личность, толкая человека к тому, чтобы быть, как все и потреблять всё больше и больше. В итоге люди берут кредиты, влезают в долги, то есть в каком-то смысле впадают в рабскую зависимость и годами не могут выбраться из кабалы. Какое уж тут счастье…

Общество потребление формирует идентичность, лишая людей индивидуальности, оригинальности, неповторимости. Всё решает выдуманная кем-то и растиражированная СМИ мода, но не стиль, ум, душевные качества.

Для многих социальный статус перевешивает умение человека глубоко любить, быть преданным, благородным, сострадательным.

Но самое страшное, что мерилом ценности человеческой личности стало наличие дорогой иномарки, квартиры в престижном районе и наличие круглого банковского счёта.

И в заключение хочется вспомнить и несколько перефразировать гениальные слова произнесённые Эрастом Павловичем Гариным, королём в сказке «Золушка»:

«И никакие деньги, никакие престижные вещи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым».

Источник