Министерство предлагает пересмотреть концепцию поправок к закону «О связи», подготовленную в ФАС, чтобы соблюсти баланс интересов производителей и потребителей.
Вопрос о целесообразности предлагаемой ФАС предустановки на все ввозимые в Россию мобильные устройства отечественных приложений «на данный момент остается открытым», передает РБК вывод Аналитического центра при правительстве в записке, подготовленной по поручению Минкомсвязи. Основная цель концепции ФАС — развитие конкуренции на рынке приложений методами, характерными для естественных монополий. Но рынок приложений конкурентен, поэтому такие методы вряд ли будут эффективными, полагают в Минкомсвязи.
ФАС предложила поправки к закону «О связи», согласно которым производители смартфонов, планшетов и компьютеров должны предустанавливать на них российские аналоги ПО, в январе этого года. Ведомство рекомендовало обязать производителей гаджетов, ввозимых в Россию, предустанавливать отечественные приложения в категориях «поиск», «мессенджер», «карты» и «антивирус». Приложения каких именно вендоров устанавливать, каждый производитель должен решать самостоятельно. При этом список категорий является открытым и может пополняться.
Интересно, что в сентябре прошлого года и Минкомсвязь и сама предлагала с 2020 года начать обязательную предустановку отечественного антивирусного ПО на импортируемые компьютеры.
ФАС будет повторно направлять концепцию в министерство на согласование. Минкомсвязь советует антимонопольной службе смягчить требования к обязательной предустановке российских приложений, а именно: вместо предустановки дать возможность выбора, требовать обязательную предустановку только на приложения с поиском в Интернете и др. Также рекомендовано рассмотреть вопрос предустановки отечественного антивируа отдельно от концепции ФАС, поскольку это вопрос обеспечения безопасности, а не конкуренции.
Ранее против инициативы ФАС выступила ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (среди ее членов — Apple, Samsung, Huawei, Google, Phillips). Концепцию поддержали Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», МТС, «МегаФон» и ассоциация «Руссофт».