Главная » Военные новости мира » Британские Королевские ВВС: путь на дно

05.07.2019

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Есть такая поговорка из тех времен, когда Британия была империей, над которой не заходило солнце, а британский флот был в разы сильнее любого соперника. Сейчас она звучит как издевка, но в те времена была совершенно естественной. Один из вариантов поговорки звучал примерно так:

«Есть много флотов у стран, во главе которых короли, но есть лишь один Королевский флот (Royal Navy), не нуждающийся в уточнениях, чей он«.

Так и британские Королевские ВВС (Royal Air Force, RAF) долгое время не нуждались в уточнениях — среди других крупнейших ВВС мира они были на достойной позиции. Но все течет, все меняется, а особенно текут остатки могущества меж пальцев у властителей бывшей империи, которая ныне и танковую промышленность убила, будучи изобретателем танка и ядерных носителей своих не имеет. С RAF происходит все то же самое, что и с остальными символами былой славы.

Новости хорошие и плохие

Недавно в «Дэйли Мэйл» был опубликован материал Джоэла Адамса о катастрофическом состоянии Королевских ВВС Великобритании, в том числе по сокращению авиапарка боевых самолетов. А точнее, истребительной и ударной авиации (ныне эти два понятия в RAF стали единым целым — ударных машин больше нет). Сначала сообщив для затравки «хорошую новость», что RAF впервые выполняли боевые вылеты против террористов запрещенного в России ИГИЛ в Сирии и Ираке на новых самолетах F-35, выполнив целых 14 вылетов за 10 суток.

Читайте также:  Британских солдат становится всё меньше

А затем автор переходит к новостям плохим. Он сообщает, что любимые летчиками, но уже совершенно устаревшие самолеты «Торнадо», в RAF находившиеся в модификациях истребителя-перехватчика F.3, истребителя-бомбардировщика GR.4 и разведчика, сняты с вооружения в начале этого года.

В результате этого действия, вызванного как финансовыми причинами, так и устареванием парка, британские ВВС остались со 119 истребителями, списочно находящимися в строю — 102 «Еврофайтер Тайфун» FGR.4 (следует уточнить, что 22 учебно-боевых самолета в этом списке не учтены) и 17 F-35В «Лайтнинг-2». При этом из этих 17 новых самолетов 8 постоянно находятся в США, используются там для обучения летчиков, и RAF в боевых операциях или боевом дежурстве на них рассчитывать не могут. 

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Ситуация на 2007 и 2019 годы

Сравнение не в пользу настоящего

Тогда как совсем недавно, в 2007 г., в строю в боевом составе было 210 истребителей, основным самолетом тогда был «Торнадо», но уже появились и первые «Тайфуны» — 32 борта (опять же, без учета учебно-боевых машин). Были еще последние истребители-бомбардировщики «Ягуар», но уже в 2008 г. эту простую и надежную машину сняли, как еще до этого попрощались с сухопутными вариантами истребителя-бомбардировщика с коротким взлетом и посадкой «Харриер».

При этом командование ВВС и МО Британии заявляют, что разница в количествах самолетов не соответствует разнице в возможностях, напоминая, что нынешние самолеты обладают большими возможностями, и считают, что им нынешнего количества достаточно. Разумеется, это не более чем хорошая мина при плохой игре и скверных картах. И сам «Лайтнинг», в общем, не просто не шедевр, а одна большая нескончаемая проблема, да и уровню 5-го поколения он соответствует разве что по авионике и возможности внутреннего размещения ограниченного набора вооружения.

«Тайфун» же только в последних сериях превратился во что-то похожее на то, что в нем видели заказчики и создатели много лет назад. Но не все самолеты этого типа приведены к техническому облику последних серий. Да и надежность что «Тайфуна», что «Лайтнинга» такова, что этот парк из сотни с небольшим истребителей можно смело поделить надвое. Но об этом автор статьи в «Дэйли Мэйл» предпочитает не говорить.

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Сравнение боевого состава RAF на 1989, 2007 и 2019 годы

Он зато обращается к недавнему прошлому. В конце «холодной войны», в 1989 г,. в списочном составе RAF находилось 850 истребителей и ударных машин в боевом составе. Из них около 400 были «Торнадо» (в основном F.1 и GR.1), еще около сотни истребителей «Фантом» американского производства, более сотни «Ягуаров», более 170 «Харриеров» (модификации GR.3), и более полусотни бомбардировщиков «Буканир».

Автор не унимается и обращается еще и ко временам Второй мировой войны, когда британская промышленность произвела более 35 тыс. различных истребителей, в частности, «Спитфайров» (которыми вполне можно было гордиться) и «Харрикейнов» (о которых лучше бы и не вспоминать). Но зачем сравнивать поршневую авиацию и военное время с современностью? Здесь явный перебор. 

Славная история

Если же обратиться к истории, то «Королевский летающий корпус» (Royal Flying Corps, RFC) с целым «воздушным батальоном» в составе был создан в апреле 1912 г. Это случилось после удачных действий итальянцев против турок осенью 1911 г., использовавших самолеты в этих операциях. Хотя куда больший материал для размышлений предоставила случившаяся осенью 1912 года Первая Балканская война, где участвовали и русские летчики-добровольцы.

К началу Первой мировой RFC состоял из 5 эскадронов и насчитывал 63 машины, сильно отставая от лидеров, среди которых были Германия и Россия, имевшие воздушные флоты более чем в 200 самолетов каждая. При этом британцы вполне могли стать первыми обладателями самолетов-истребителей — такой самолет был создан, как экспериментальный, фирмой «Виккерс» еще в 1912-1913 гг., но косность мышления победила.

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Офицер RFC у своего «Сопвич Снайп», Первая мировая война

Осознав в ходе войны ценность авиации, британцы благодаря развитой промышленности быстро выбрались в лидеры. Когда в 1918 г. RFC стал RAF и первыми в мире ВВС как независимым Видом ВС, а не просто «летающим придатком» армии или флота, как у многих стран было и во Второй мировой (например, у американцев с японцами). Тогда в RAF было уже 150 эскадрилий и 3300 самолетов, и это были крупнейшие воздушные силы мира на тот момент. Впрочем, RAF имели в составе и более 20000 самолетов — были и такие времена. 

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Аэродром RAF в 1939 г.

Британские Королевские ВВС: путь на дно

Знаменитый «Спитфайр» в представлениях не нуждается. На фото, скорее всего, самолет модификации Mk.V

После Второй мировой и перехода на реактивную авиацию численность RAF непрерывно снижалась. Если смотреть по личному составу, то с 300 тыс. чел. к концу 50-х годов уменьшились до 150 тыс., а к 1985 г. и до 90 тыс., а в конце 90-х — и до 50 тыс. чел. Соответственно уменьшался и авиапарк.

Дальше может быть не лучше

При этом Джоэл Адамс совершенно правильно обращает внимание на то, что поставки «Тайфунов» не успевали за «вырезанием» старых типов самолетов, в частности, «Торнадо», а с поставками F-35B ситуация будет еще хуже. Заказано 138 самолетов этого типа, но даже первая партия из 48 самолетов не будет поставлена полностью до 2024 г., обойдясь при этом минимум в 9 млрд. фунтов.

При этом, даже новые «Тайфуны» британцы уже частично начали резать — по финансовым причинам и по техническим (модернизация была или сложной и дорогой или и вовсе невозможной), уже были сняты с вооружения и отправлены на утилизацию 16 машин «Транша-1» (первой серии). Кто знает, вдруг в ожидании «Лайтнингов» решат и часть «Транша-2» порезать? И тогда обещания руководства МО о том, что «парк будет еще немножечко падать, а потом даже подрастет», не будут стоить и той бумаги, на которой их можно напечатать.

Конечно, британцы не единственные, кто сильно сократил свои ВВС за 90-е годы и новое тысячелетие. Сокращали все и причем в разы — и американцы, и китайцы, и мы, а про европейское НАТО и говорить нечего. У «старых евронатовцев» государство на части не распадалось, а глядя на эволюцию их вооруженных сил, так не скажешь. Но британцы всегда были страной с амбициями, и имели и возможности, а теперь остались, по сути, одни амбиции.

Даже если F-35B (который объективно хуже двух других вариантов по понятной причине) и оправдывал бы те рекламные сказки, которые про него рассказывают производители, он не сможет быть во множестве мест одновременно. А когда твои ВВС слабее в разы, чем, скажем, турецкие — ну какие тут могут амбиции? Точнее, амбиции могут быть — с реализацией возникают проблемы. Одна «фантомная боль» по утраченной мощи и остается.

Странно, что пока что в плохом состоянии национальных ВС Великобритании не обвинили Россию и лично Путина В.В. Тем более что лозунг «никогда британские ВС не жили так плохо, как при Путине» и лживым не назовешь. И правда ведь — никогда. Но если премьером станет кто-то вроде Бориса Джонсона или примерно равный ему по IQ персонаж, то мы можем и не такое услышать.

/Я. Вяткин, topwar.ru/

Источник