Приветствую тебя, Читатель!
Несколько лет назад я решила обновить стиральную и сушильную машины, а старый комплект выставила на продажу на местном форуме. Спустя некоторое время за ним приехал мужчина лет 67, и пока мы загружали технику в его грузовик, он рассказал, что занимается починкой и продажей оборудования для дома, и с уверенностью заявил, что с годами оно становится все хуже и хуже. Пошутив, что мой новый комплект может сломаться скорее, чем тот, что я продала ему, мужчина уехал, а я осталась размышлять, правда ли это или, может быть, очередная теория заговора.
Оказалось, что в словах моего собеседника истина все-таки была, и если вы замечали, что со временем вам приходится все чаще и чаще обновлять телефоны, телевизоры, компьютеры, бытовую технику и другие товары, это все неспроста, и виной тому так называемое планируемое устаревание. Согласно этой теории, производитель осознанно создает товар с коротким сроком эксплуатации, стимулируя потребителя покупать новую продукцию.
А началось все с обычных ламп накаливания. В 1920-х американские и европейские изготовители этого продукта организовали картель, который контролировал продолжительность работы ламп. Те производители, чей товар не ломался после 1 000 часов работы, должны были заплатить штраф в пользу картеля. На самом деле потенциал ламп был намного больше, но это не приносило никакой выгоды их производителям, поэтому с помощью заговора и ухудшения своего продукта, они смогли увеличить продажи и конечно же свой доход.
Дальше похожая практика перекинулась на автоиндустрию, которая набирала обороты в середине 1920-х. Для увеличения продаж глава компании General Motors, Альфред Слоун, предложил делать незначительные изменения в дизайне машин, в то же время убеждая покупателей, что им просто необходимо обновить свой устаревший автомобиль. Уловка сработала тогда и прекрасно работает до сих пор, ведь каждый год водителям предлагают новую модель авто того или иного бренда.
В середине 1950-х о планируемом устаревании узнало большинство производителей в США. А все благодаря вступлению дизайнера по имени Брукс Стивенс на конференции по маркетингу в Миннеаполисе. Именно там он произнес довольно известную в кругах рекламщиков речь о том, что покупателя нужно убедить о необходимости всегда иметь что-то новее, и чем скорее, тем лучше.
После конференции эту практику стали использовать (и используют до сих пор) многие производители: кто-то осознанно менял технологию изготовления товаров, удешевляя запчасти и сырье (чтобы они быстрее изнашивались), другие вносили минимальные обновления в дизайн, подкрепляя это рекламой и намекали на то, что предыдущая модель продукта стала устаревшей и немодной, третьи вообще «заставляли» потребителей покупать новые товары, замедляя работу предыдущих моделей или переставая выпускать запасные детали для их починки.
В ответ на критику производители оправдываются тем, что планируемое устаревание помогает многим индустриям двигаться вперед, а экономике расти. Кроме того, они утверждают, что продукция, изготовленная служить «на века», обойдется потребителям в немалую сумму, и они сами не будут заинтересованы в подобных покупках. Критики же настаивают на том, что планируемое устаревание — это, в первую очередь, обман и неэтичное отношение к покупателю, ведь он имеет право выбирать и быть проинформированным, как долго прослужит тот или иной товар.
А вы сталкивались в примерами планируемого устаревания?