Центробанк совместно с представителями российских банков разработали проект «О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории». С июля 2014 года в кредитный отчет по заемщику БКИ должны еще включать и информационную часть. В этом разделе, например, могут быть указаны причины, по которым банк отказал в выдаче нового займа. Но в Законе подробно не расписано, какую именно информацию должна включать эта часть кредитной истории.
Эти недоработки будут устранены после вступления в силу Указа Центробанка. Согласно новому документу, в информационном разделе кредитной истории должны быть предоставлены данные о категории кредита в соответствии с квалификацией Регулятора, а также какой способ его предоставления был использован: прямой, посреднический или дистанционный.
Внесение поправок в закон позволит банкам улучшить результаты скорингового оценивания заемщиков. Категория получаемого кредита – это важный показатель. Если клиент в один и тот же отрезок времени пытается получить различные виды кредитов, то значит, он действует по принципу «что согласуют, то и возьму». Скорее всего, такой клиент является неблагонадежным и будет погашать кредит несвоевременно.
Когда же заемщик обращается в разные учреждения за одним и тем же продуктом, например, кредитом наличными, то это означает, что он хочет подобрать самые выгодные условия.
Для скоринговой модели также большое значение имеет и способ согласования займа. Если под посредником понимают кредитных брокеров, то к ним обращаются не самые надежные клиенты. Но с другой стороны, посредниками также считаются и торговые агенты, которые оформляют POS-кредиты.
Кроме того представители банков, выступили с просьбой указывать в информационной части кредитной истории, причины отказа финансового учреждения в предоставлении нового займа. Это позволит снизить риски банков и улучшить качество портфелей.
Если клиент отказался от уже согласованного кредита, то это свидетельствует о его финансовой грамотности. Как правило, мошенники забирают все кредиты, по которым удалось получить положительное решение.
НБКИ также поддерживает внесение данные поправок. Олег Лагуткин, возглавляющий бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз», считает, что нововведения будут невыгодные обеим сторонам: банкам и бюро. Гораздо проще включать все необходимые данные в основную часть кредитной истории, а не заполнять отдельно информационный раздел.
В Объединенном кредитном бюро считают, что в кредитной истории также необходимо указывать номер мобильного и домашнего телефона, СНИЛС, информацию о работодателе и размере получаемых доходов. Но банкиры не готовы предоставлять столь подробные данные о своих заемщиках.