По итогам анализа реализации региональных программ капитального ремонта в 2018-2019 годах Счетная палата пришла к выводу, что они не справляются со своими задачами, передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства. Так, по данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не сокращается, а растет.
«Капитальный ремонт направлен на сохранение и поддержание надлежащего состояния жилищного фонда и недопущение роста ветхого и аварийного жилья. Однако результаты проведенного Счетной палатой анализа говорят о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 года, пока со своими задачами не справляются», – говорится в сообщении Счетной палаты.
По словам аудитора Светланы Орловой, на 1 января 2019 года в 737 тыс. многоквартирных домов общей площадью порядка 2,5 млрд квадратных метров, включенных в программы капремонта, проживало почти 93 млн человек (64% населения страны). При этом бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются – граждане сами платят взносы на капремонт, на которые государство должно улучшить условия их проживания, «проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством».
Среди главных проблем реализации программ капремонта аудиторы назвали отсутствие единого порядка их формирования, а также системы технического учета жилищного фонда.
«Проблемы с организацией технического учета приводят к тому, что органы местного самоуправления и управляющие компании предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Это негативно отражается на качестве формирования региональных программ, включая очередность проведения капремонта», – считает Орлова.
Так, по мнению аудиторов, в программы капремонта систематически включаются ветхие и аварийные дома, подлежащие сносу или реконструкции. C 2017 по 2019 годы Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов. Кроме того, из-за плохой организации работы региональных операторов, слабого контроля со стороны местных властей и срывов обязательств подрядчиков около 20% запланированных работ по капремонту просто не выполняются.
Также в Счетной палате заявили о недостаточном финансировании таких программ: на 1 января этого года их общее финансовое обеспечение составило 55%. «Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – отметила Орлова.
В пресс-службе ведомства добавили, что глава Минстроя Владимир Якушев согласился с доводами аудиторов. «Мы понимаем, что главная проблема сейчас – это несбалансированность фондов. И мы в этом плане работаем. За этот период отработали модельный план финансовой устойчивости региональных операторов и отработали его со всеми регионами, где такая проблема есть», – приводятся его слова в пресс-релизе.
Якушев добавил, что такие сложности возникают из-за «недостаточно установленных платежей» и включения в счет капремонта необязательных работ, например, оформления и подсветки фасадов.