Дальневосточный федеральный округ
В рамках ВЭФ-2019 прошла сессия «Частные инвестиции в социальную сферу: новые механизмы поддержки», участниками которой выступили представители Совета Федерации, регионов, финансирующих организаций и бизнеса. Модерировал дискуссию исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко.
Открывая сессию, Ткаченко отметил два интересных момента: на каждый частный рубль в ГЧП-проектах на Дальнем Востоке приходится 50 копеек прямой государственной субсидии, что существенно выше среднего по России. Второй момент, что каждый второй проект на Дальнем Востоке — это проект с платой за доступность, что опять же в разы больше, чем в среднем по стране. «На мой взгляд, это два ярких доказательства того, что для дальневосточных проектов большой проблемой является операционная окупаемость. Если бы проект был на 100% частный, то он бы никогда не окупил даже затраты на обслуживание, не говоря уже о возврате инвестиций», — добавил он. По его словам, из-за того, что социальная инфраструктура региона больше нуждается в инвестициях, необходимо находить механизмы и меры поддержки инвестора.
Одним из таких механизмов на Дальнем Востоке является «единая субсидия» — это средства из федерального бюджета, которые выделяются дальневосточным регионам на строительство и реконструкцию социальных объектов. Директор департамента развития человеческого капитала и территориального развития министерства по развитию Дальнего Востока Григорий Смоляк рассказал о социально-экономическом положении региона, планах и проектах в рамках «единой субсидии», а также о строительстве объектов на основе ГЧП. «Естественно, что одним бюджетным финансированием нельзя обойтись. Риски реализации проектов на Дальнем Востоке велики. Тем не менее, мы совместно с Агентством привлечения инвестиций и Фондом развития Дальнего Востока разработали такой подмеханизм «единой субсидии» — строительство объектов по ГЧП. У нас такая практика уже есть: заключены соглашения на создание круглодичного детского центра отдыха в Якутиии, из средств «единой субсидии» выделено 360 млн руб., и создание и эксплуатация центра ядерной медицины в Бурятии с капгрантом в 400 млн руб.», — сказал Смоляков. По его словам, размер капгранта не может быть астрономическим, но при этом его никто не ограничивает.
Председатель совета директоров Центра развития ядерной медицины Улан-Удэ Александр Хасин подробнее рассказал о реализации проекта и его значимости для нескольких регионов. На текущий момент уже разработана проектная документация, которая находится на согласовании в Главгосэкспертизе. По его словам, благодаря наличию капгранта проект стал более стабильным и «банкуемым», но обязательным условием проекта является все-таки возвратность средств, минимальный гарантированный доход.
Потенциально интересен Дальний Восток и в плане создания гериатрических центров. По словам председателя совета директоров ГК «ОПЕКА» Алексея Маврина, сегодня в социальной сфере ни один банк не готов финансировать компанию, особенно для создания домов престарелых, потому что это очень долгие деньги, поэтому без ГЧП-инструментов не обойтись. «Если мы говорим про Санкт-Петербург, то там мы просим от субъекта землю и проведение коммуникаций. Все остальные инвестиции вернутся через 442-ФЗ, где говорится, что ты можешь выбрать государственный или частный дом престарелых. В Петербурге этот тариф стоит 3500 рублей на одного человека. Мы видим, что с этим тарифом можем строить дом и обслуживать граждан. На Дальнем Востоке тариф 2200 рублей в сутки, разница не совсем понятна. Мы знаем, что Минэкономразвития готовит закон, который уравняет тарифы по всей стране. Вот тогда мы готовы рассматривать города Дальнего Востока с аэропортами с точки зрения открытия своих филиалов», — рассказал Маврин, отметив, что особой разницы кроме тарифа между Дальним Востоком и центральной Россией нет. По его словам, можно остаться на небольшом тарифе, но тогда необходимо воспользоваться всеми мерами поддержки, а можно повысить тариф и отказаться от господдержки.
Активным регионом с точки зрения использования и развития новых форм реализации проектов является республика Саха (Якутия). Председатель правительства республики Владимир Солодов рассказал о развитости инфраструктуры в регионе, особенностях населения и экономики, реализуемых проектах и использовании новых механизмов. Солодов подчеркнул, что не противопоставляет реализацию нацпроектов и ГЧП. «Для нас в Якутии частные инвестиции — это необходимый обязательный инструмент реализации поручений президента. Потому что невозможно выполнить задачи, которые перед нами стоят, только за счет бюджетных средств. И это же ответ на вопрос, почему в Якутии мы всегда экспериментируем. Потому что иначе мы не выживем. Это способ решить задачи, которые перед нами стоят», — добавил председатель правительства. Он заметил, что для них важнее ввести объекты побыстрее, а не сэкономить деньги. Солодов считает, что для развития социальной сферы на Дальнем Востоке необходимо, во-первых, работать с понятием «социальные услуги», что в них вкладывать и как можно комбинировать; во-вторых, капгрант, без него многие проекты невозможны; в-третьих, доступные кредитные средства, где может помочь Фонд развития Дальнего Востока, который выдает «длинные деньги»; в-четвертых, повышать инвестиционную привлекательность для коммерческих операторов, которые готов заходить в проекты.
После Ткаченко обратил внимание на противостояние нацпроектов и ГЧП, указав на сложности с получением трансфертов и отсутствие правил применения их в концессиях. Он указал, что проблема не в нацпроектах, а в процедуре доведения средств от нацпроектов, и обратился с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию к председателю комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову. «Участие бизнеса в социальных проектах оценивается в около 5-7%, но год от года этот показатель неуклонно растет. Я бы поддержал Владимира (Солодова) и не делал никакого различия между национальными проектами и привлечением частных инвестиций», — ответил Кутепов. Он рассказал об уже имеющемся опыте в социальной сфере, остановившись подробнее на хосписах. «Мы видим, что частный бизнес стал приходить в те отрасли, где его раньше не было», — добавил сенатор. «Мне кажется, что проекты в социальной сфере гораздо шире. Тех денег, которые поступают по трансфертам, достаточно сегодня. Мне кажется, что надо немного видоизменить, более глубоко подходить к механизмам поддержки социальных проектов», — сказал он. По его словам, не надо затягивать инвесторам, надо, чтобы инвесторы стояли в очередь.
Вице-президент по стратегическому маркетингу ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов отметил, что тему использования ГЧП компания начала продвигать полтора года назад. На тот момент эти механизмы очень точечно использовались в образовательной сфере. «Мы же вышли с инициативой создания инфраструктуры со смыслом. <…> Для нас стало логичным направления развития образовательной инфраструктуры, которые мы стали продвигать полтора года назад», — сказал он. Шаповалов рассказал о целях и этапах создания инфраструктуры, на каких этапах участвует компания, необходимости изменения норм проектирования школ, мерах поддержки и способах заработать на проекте.
Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер отметил, что ВТБ активно участвует в ГЧП-проектах, в том числе и в социальной сфере. По его словам, спрос на социальные инвестиции и на инвестиции в инфраструктуру есть, он наблюдается в здравоохранении, дошкольном образовании, создании домов престарелых. «На мой взгляд, основными проблемами являются длинные сроки окупаемости, сложность прогнозирования клиентопотока и оценки социального эффекта, локализация и малая капитализация этих проектов. Все эти проекты идут не с федерального, а с регионального уровня, они возникают спорадически, имеют разную окупаемость, разный уровень подготовки документации, все это затрудняет финансирование тех или иных проектов», — добавил Брейтенбихер. Он добавил, что многое зависит от региона, его желания что-то делать, при этом появляются интересные идеи, проработанные проекты.
Первый заместитель генерального директора Первой концессионной корпорации группы «ВИС» Наталия Резниченко отметила, что сейчас есть большой спрос со стороны государства на социальные объекты, при этом на месте у государства есть партнер, который сможет управлять объектом, и ему нужен инвестор. «Для нас как непрофильных инвесторов является интересным инфраструктурный бизнес. Мы входим в ГЧП, осуществляем техническую эксплуатацию, а не целевую», — сказала Резниченко. По ее словам, проблема именно в НДС, с которым в транспортной сфере был решен вопрос, а в социальной нет. В итоге региону проект обходится дороже. Государство наказывает регион, который должен заплатить из своего кармана, добавила она.