Главная » Мировые новости на данный час » В нацпроектах не хватило государственно-частного партнерства

05.05.2019

В нацпроектах не хватило государственно-частного партнерства

В нацпроектах не хватило государственно-частного партнерства

Национальный Центр ГЧП подготовил аналитический обзор «РОСИНФРА. Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России». В исследовании эксперты постарались отразить ситуацию с развитием мировой инфраструктуры и основные тренды на ближайшие несколько лет. 

Ключевая тема обзора — реализуемые в России нацпроекты, которые стали программными документами для страны на ближайшие 5 лет. Сейчас Россия тратит на инфраструктуру 2,8% от ВВП, а к 2024 году траты должны достичь 5 %, чтобы не было дефицита. В абсолютных цифрах — стране нужно за шесть лет потратить 25,9 трлн рублей. На 13 инвестпроектов заложено 25,7 трлн рублей, из них внебюджетных средств — 7,7 трлн рублей. Однако, не все средства нацпроектов – это инфраструктура. По экспертным оценкам, непосредственно на развитие инфраструктуры может быть направлено только 15,3 трлн руб.

При нехватке бюджетных средств, предполагают эксперты, логично активно использовать механизмы государственно-частного партнерства. Но про ГЧП в структуре нацпроектов как будто вовсе забыли, считают они. Конечно, в нацпроектах есть внебюджетные источники. Но, во-первых, это средства госкомпаний, например, РЖД или Росатома, а во-вторых, даже если речь о деньгах «обычного» частного инвестора, это еще не означает, что будут использованы механизмы ГЧП. Все проекты можно разбить на две группы. Первая – финансируемые напрямую из федерального бюджета. Вторые – финансируемые из бюджетов субъектов, в том числе с использованием межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Ни в первой, ни во второй группе нет четких правил по расходованию средств через механизмы ГЧП. Скорее наоборот, правила прописаны в логике прямых бюджетных инвестиций. 

Однако исключения все-таки имеются, например, угольный терминал в порту «Лавна» в Мурманске построят по концессии. По такому же механизму может быть построен еще один терминал в Тамани. Чтобы механизмы ГЧП все же массово заработали в рамках нацпроектов, нужно для начала создать прозрачные и понятные правила для их финансирования, предлагают эксперты. Стоит отметить, что есть и нацпроекты почти без заявленных внебюджетных средств: здравоохранение, образование. То есть в рамках данных программных документов ставка на ГЧП не делается в принципе. При этом в России уже накоплен неплохой опыт ГЧП именно в этих сферах.

Читайте также:  Министерство общественных работ и автодорог Филиппин предложило 10 крупных инфраструктурных проектов частным инвесторам

За прошедший год 353 проекта с использованием механизмов ГЧП прошли стадию коммерческого закрытия, что в полтора раза меньше, чем годом ранее. Зато объем частных инвестиций, напротив, вырос: 451,7 млрд рублей в 2018 году, против 247,5 млрд рублей в 2017 году. Такой рост
произошел в основном за счет двух мега-строек — железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино (126,6 млрд рублей частных инвестиций) и Северного широтного хода (СШХ, 103 млрд рублей). Всего в России сейчас реализуется 3 422 законтрактованных ГЧП-проекта с общим объемом частных инвестиций — 2 182 млрд рублей. 

По оценкам Центра, сейчас в стране к запуску готовится еще 302 потенциальных ГЧП-проекта, на общую сумму инвестиций 1 041,1 млрд рублей. Уже на стадии конкурса находится 283 проекта с объемом частных денег 166,3 млрд рублей. Более тысячи потенциальных проектов, где возможно использование механизмов ГЧП, находится на стадии инициирования. В денежном выражении — это более 3 трлн рублей. 

Познакомиться с подробным обзором можно на сайте Национального Центра ГЧП. 

Источник