В США РАЗОБРАЛИ ОШИБКИ АВТОДОРОЖНЫХ КОНЦЕССИЙ
В статье, посвященной недостаткам текущей инфраструктурной политики президента Дональда Трампа, опубликованной 24 мая на портале ThinkProgress, заместитель главного редактора Адам Пек представил негативный опыт реализации проектов ГЧП в автодорожной сфере за последние годы.
Наиболее проблемный проект у штата Вирджиния, где власти подписали контракт с австралийским инвестором Transurban на строительство одной из наиболее дорогих автомагистралей штата. Проведенное в прошлом году исследование показало, что один час пути, выигранный водителями в часы пик от пользования платной дорогой, обходится им в $100. При этом финансисты Transurban утверждают, что даже эта сумма не покрывает операционных расходов, не говоря уже о выплате платы концессионера и процентов по банковскому кредиту. Кроме того, условия соглашения с Transurban запрещают государству самостоятельно строить новые дороги общего пользования, чтобы решить проблему пробок.
В соседнем с Вирджинией Мэриленде губернатор Ларри Хоган, тем не менее, активно продвигает аналогичную сделку с Transurban, которая в случае успеха станет крупнейшим ГЧП-проектом в США.
Нельзя не вспомнить заключенный в разгар мирового финансового кризиса, в 2018 году, проект Чикаго по строительству городских парковок. Концессионное соглашение, заключенное сроком на 75 лет, по условиям которого город получил $1,2 млрд единовременным платежом, а концессионер – право сбора платы по самостоятельно устанавливаемым тарифам при сохранении за собой 100% выручки.
В результате, цена парковки с момента запуска проекта выросла более чем вдвое, что принесло компании почти миллиардный доход. При текущей норме прибыли частный инвестор окупит свои инвестиции уже к 2021 году и еще 62 года будет получать доходы, которые иначе могли бы пополнить общественный бюджет. При этом договор не предусматривает возможности досрочного расторжения.
Вместо подобных спорных проектов Адам Пек рекомендует обратить внимание властей на альтернативные меры. Например, вводить «сбор за пробки», который автомобилисты оплачивают за проезд по центру города и который уже действует в Нью-Йорке с начала этого года. Или отказываться от налоговых льгот, которые крупные компании получают под обещания инфраструктурных инвестиций, но в итоге инвестируют гораздо меньше, чем могли.
Не мог журналист не вспомнить и про то, как прошлым летом сеть американских пиццерий Domino Pizza развернула масштабную кампанию по заделыванию ям в дорожном покрытии по всей стране. Несмотря на значительные расходы – было ликвидировано более 250 ям и отремонтировано более 70 дорог – издержки с лихвой окупились за счет вирусного маркетинга и рекламы. Журналист добавил, что при всем желании – это явно не то, чем должна заниматься сеть пиццерий.
Источник: thinkprogress.org, citylab.com
ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ ПОДДЕРЖАЛ ЗЕЛЕНЫЙ НОВЫЙ КУРС ЕВРОПЫ
Достичь ежегодных инвестиций в зеленую инфраструктуру в размере 5% ВВП Европы к 2030 году абсолютно реально, сообщается в публикации, подготовленной ВЭФ совместно с газетой The European Sting. Но для этого уже сейчас нужно перестроить экономическую политику согласно принципам зеленого Нового курса, уверены международные эксперты.
Речь идет об экологически толерантной экономической доктрине, выдвинутой бывшим министром финансов Греции, экономистом и академиком Янисом Варуфакисом, основателем движения «Демократия в Европе 2025» (DiEM25), и Дэвидом Адлером, политическим координатором DiEM25.
Активисты зеленого Нового курса видят себя идейными правопреемниками Нового курса президента Франклина Д. Рузвельта, принятого в США в 1930-х, чтобы восстановить экономику после Великой депрессии. И если старый Новый курс опирался на помощь бедным, инфраструктурные инвестиции и реформу финансовой системы как средства предотвращения новой экономической катастрофы, то суть новой доктрины заключается в отказе от жесткой бюджетной экономии в отношении зеленых секторов экономики, в поощрении инвестиций в зеленые технологии и инфраструктуру. При этом решающая роль отводится механизмам ГЧП и зеленым облигациям.
«Европейские институты давно признают проблему хронического недоинвестирования в зеленую инфраструктуру, но не предпринимают реальных шагов. Мы пытаемся поднять эту проблему на новый уровень обсуждения и предложить радикальные средства», — комментирует мотивы движения Дэвид Адлер.
При поддержке ВЭФ и других международных организаций сторонники зеленого Нового курса надеются достучаться до Европарламента, чтобы перейти к реальным мерам по мобилизации инвестиций в зеленую экономику и инфраструктуру. Например, предлагается создать агентство общественных работ с отделениями в муниципалитетах по всей Европе, которое бы демократическим путем определяло приоритеты инвестиционной политики, исходя из потребностей на местах.
Ранее, на завершившихся 27 мая выборах в Европарламент зеленые фракции заметно упрочили позиции, заняв в совокупности 345 из 751 мест вместо 169 мест, полученных в 2014 году.
Источник: europeansting.com, bbc.com, dw.com
КАМБОДЖА И АФГАНИСТАН ПОЛУЧИЛИ ДЕНЬГИ НА РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Азиатский банк развития (ADB) в течение недели одобрил кредиты на развитие зеленой энергетики на сумму $11 млн. Реципиентами стали Камбоджа и Афганистан, сообщают газеты Khmer Times и Mercom India.
Камбоджа получила кредит в размере $7,64 млн. на строительство солнечной электростанции мощностью 100 мегаватт в Кампонгчнанге.
Главный специалист ADB по изменению климата Прадип Таракан сказал, что помощь банка не только поможет диверсифицировать энергетический баланс Камбоджи за счет развития солнечной энергетики, но и позволит стране достичь целей по сокращению выбросов парниковых газов, предусмотренных Парижским соглашением.
На средства ADB национальная энергетическая компания Камбоджи построит солнечный парк мощностью 100 МВт с объектами сопутствующей инфраструктуры, включая подъездные пути, ограждения и дренажные системы.
Солнечные электростанции, которые войдут в состав парка, будут предложены независимым производителям электроэнергии по модели ГЧП. Управление государственно-частного партнерства ADB выступит консультантом, поможет разработать и провести открытый конкурентный конкурс.
Что касается Афганистана, кредитное соглашение на сумму $ 4 млн. было подписано между ADB и специальной проектной компанией Barakat Kandahar Solar Energy (BKSE). Большая часть капитала BKSE принадлежит компании 77 Afghanistan, «дочке» международной корпорации 77 Group со штаб-квартирой в Турции.
Как и в случае с Камбоджей, речь идет о строительстве солнечной электростанции мощностью 15 МВт. Ожидается, что объект будет вырабатывать около 27 тыс. МВт-ч электроэнергии в год и позволит сократить ежегодные выбросы углекислого газа на 8500 тонн.
Несмотря на изобилие солнца в двух странах, текущих мощностей солнечной генерации недостаточно для удовлетворения растущего спроса. Исследования ADB показывают, что Камбоджа может добавить около 200 МВт солнечной энергии к 2021 году, если уже сейчас запустит необходимые инфраструктурные проекты. Афганистан же занимает нижние строки рэнкингов стран с точки зрения потребления электроэнергии на душу населения, и только 30% населения страны подключено к электросети. При этом Афганистан обладает потенциалом солнечной энергетики в 220 тыс. МВт и планирует к 2032 году ввести в генерацию не менее 30 тыс. МВт солнечной энергетики.
Источник: khmertimeskh.com, mercomindia.com
ГЧП ПОМОГЛО ПОРТУ США ПРИНЯТЬ КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО
Судно «Evergreen Triton», способное обрабатывать 14 тыс. контейнеров двадцатифутового эквивалента (TEU), прибыло 24 мая в порт города Балтимор, став самым крупным контейнеровозом, когда-либо посещавшим штат Мэриленд в США, говорится в сообщении городского портала SouthBmore.com. Корабль смог зайти в порт благодаря новой инфраструктуре, созданной с помощью механизмов ГЧП. Ранее крупнейшим контейнеровозом, когда-либо посещавшим порт Балтимора, был «Gunde Maersk», имеющий вместимость 11 тыс. TEU, который прибыл в порт в октябре 2018 года.
«Благодаря инвестициям Мэриленда в 50-футовый причал, каждый год мы видим, как все больше и больше контейнеровозов выбирают порт Балтимор, — поделился успехом губернатор Ларри Хоган. — Мэриленд открыт для бизнеса, а порт Балтимора питает экономику штата и поддерживает тысячи рабочих мест во всей транспортной отрасли».
Проект ГЧП между департаментом транспорта штата Мэриленд, администрацией порта Мэриленд и корпорацией Port America Chesapeake (PAC) помог Балтимору стать одним из немногих портов на восточном побережье, обладающих каналом глубиной в 50 футов, необходимым для размещения мегасудов, путешествующих по недавно расширенному Панамскому каналу. PAC выступает оператором грузового терминала порта.
Также в декабре администрация порта Мэриленд и PAC объявили о запуске второго проекта ГЧП на сумму в $32,7 млн по строительству второго контейнерного причала глубиной 50 футов. По завершении проекта порт Балтимора сможет одновременно обрабатывать два контейнеровоза большого размера. Ожидается, что строительство нового причала начнется к концу 2019 года, а функционировать причал начнет в начале 2021 года.
Порт Балтимор является одним из столпов экономики штата Мэриленд, поддерживая 15 тыс. рабочих мест напрямую и еще 140 тыс. рабочих мест косвенно. В общем грузообороте портов США Балтимор занимает 11-ю позицию. Порт является крупнейшим в США по стоимости оборота таких грузов как легковые и легкие грузовые автомобили, тяжелая сельскохозяйственная и строительная техника, сахар и гипс. По экспорту угля Балтимор удерживает вторую позицию.
Источник: southbmore.com