КАТАР ГОТОВИТСЯ К НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ В СФЕРЕ ГЧП
В Катаре планируется к принятию новый закон, регулирующий сферу ГЧП, который был одобрен Кабинетом Министров в апреле этого года. Закон призван стать катализатором для «молодого» и в настоящее время небольшого сектора ГЧП.
«Нововведения в правовом регулировании сферы ГЧП позволят активизировать частный сектор и привлечь больше частных и иностранных инвесторов к реализации проектов в различных отраслях экономики», — сообщил 16 июня генеральный директор Manateq, крупнейшего института развития экономических и промышленных зон Катара, Фахад Рашид Аль Кааби. Законопроект в текущей версии регулирует вопросы передачи земель частному партнеру, совершенствует правовое регулирование ГЧП моделей, а также затрагивает вопросы порядка эксплуатации и технического обслуживания объектов.
Manateq в своей деятельности активно использует концессию для строительства, например, складских помещений. Так в настоящее время у нее в собственности более 2 млн м2 площадей, строительство которых велось с привлечением 4 концессионеров по модели build-operate-transfer (BOT) на срок 25 лет.
Изменения инвестиционного законодательства в Катаре до этого были направлены на привлечение прямых иностранных инвестиций. Например, поправки к Закону о свободных инвестиционных зонах и принятие в январе 2019 г. нового инвестиционного закона, способствовали тому, что сейчас иностранные инвесторы могут получить объект в 100-процентную собственность, что привлекает в том числе и российских бизнесменов. Господин Юсуф Мохамед Аль-Джайда, глава Катарского финансового центра, в рамках ПМЭФ 2019 г. в интервью РБК отметил, что в настоящее время наибольший интерес наблюдается со стороны спортивных, медийных компаний и киберкомпаний.
Еще в мае Министерство экономики и торговли Катара определило ряд потенциальных объектов, реализацию которых можно осуществить на принципах ГЧП, для международных инвесторов на общую сумму более 20 млрд. долл. США, в числе которых были 61 школа; 5 частных больниц, развлекательные тематические парки и объекты коммунальной инфраструктуры.
Источники: spbeconomicforum.bizconf.rbc.ru/qatar, bloomberg.com, gulf-times.com
УКРАИНА ОТЛОЖИЛА НОВЫЙ ЗАКОН О КОНЦЕССИЯХ
В отличие от ситуации с законодательными инициативами в Катаре, законопроект о концессиях на Украине, может быть отложен на неопределенный срок. В соответствии с действующим Регламентом Верховной Рады Украины, законопроекты, не принятые до завершения срока полномочий нынешнего состава Верховной Рады Украины, автоматически отзываются.
Так, рассмотрение законопроекта в апреле 2019 г. вызвало бурные обсуждения. В текущей версии не до конца урегулированы вопросы передачи имущества концессионеру, что вызывает опасения многих экспертов, поскольку в этом случае многие стратегически важные объекты Украины могут быть приватизированы. По мнению члена Комитета ВРУ по вопросам бюджета Виктора Пинзеника, концессия на 49 лет — это скрытая приватизация. Наличие норм в законопроекте — о компенсации концессионеру недополученных доходов, а также срок 49 лет — это лазейки для злоупотреблений и коррупции. «Дороги — единственный вариант применения концессии. Все остальное — схемы», — заявил Пинзеник. Член комитета ВРУ по вопросам предотвращения и борьбы с коррупцией Игорь Луценко считает, что Украина пока не готова к нововведениям в отношении концессий.
Депутаты Рады отмечают, что попытки Мининфраструктуры Украины сейчас реализовать несколько концессионных проектов по портам, опираясь на старое законодательство могут привести к очередным коррупционным скандалам и потере государством ликвидных активов. Речь, в частности, идет о концессиях портов «Ольвия» и «Херсон», завершение концессионных сделок по которым планируется к концу 2019 году.
Источники: unian.net
МЕХАНИЗМЫ ГЧП ДЛЯ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» ФИЛИППИН
На Филиппинах переход к «зеленой» экономике получается плавным и быстрым благодаря участию частного сектора в реализации «зеленых» проектов. Об этом сообщил портал новостной службы Правительства Филиппин. Для того, чтобы сделать проекты ГЧП более зеленными, была разработана и внедрена особая методика по оценке экологических, социальных и гендерных факторов, которые должны учитываться при реализации ГЧП-проекта. Однако одной из проблем все еще остается нехватка опыта и экспертизы правильного структурирования «зеленых» ГЧП проектов.
В рамках Азиатско-Тихоокеанского форума по устойчивому развитию в Таиланде в марте 2019 года исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства Филиппин Фердинанд Печсон поделился с участниками уникальным опытом Филиппин по привлечению «зеленых» инвестиций. По его словам, несмотря на тот факт, что ГЧП, как механизм реализации «зеленых» проектов, во всем мире распространен, на Филиппинах инвестиции в рамках государственно-частного партнерства в проекты «зеленой» экономики являются новыми.
Несколько «зеленых» проектов уже реализуются в сфере обращения с ТКО. Например, проект по комплексному управлению ТКО в Кесон-Сити, в рамках которого отходы перерабатываются и превращаться в возобновляемую энергию и проект по обращению с ТКО в городе Себу.
По данным Центра ГЧП Филиппин, всего на Филиппинах в настоящее время реализуется около 70 проектов, 45, из которых — инфраструктурные, 16 – в сфере ТКО, 14 в сфере – ЖКХ. Методику по оценке экологических, социальных и гендерных факторов в декабре 2018 года выпустил Центр ГЧП Филиппин, которая в настоящее время повсеместно используется и способствуют тому, что планируемые к реализации ГЧП-проекты становятся «зеленными».
Источники: pna.gov.ph, leagueonlinenews.com
АЭРОПОРТ НУР-СУЛТАНА СОБИРАЮТСЯ РАЗВИВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ГЧП
Международный аэропорт Нур-Султана в Казахстане планируется передать в стратегическое управление в рамках ГЧП. Об этом говорится в ответе Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) на запрос inbusiness.kz.
По данным министерства в настоящее время аэропорт столицы испытывает финансовые трудности, в том числе имеет долги перед Международным фондом экономического сотрудничества Японии в размере 5,8 млрд тенге и перед Банком развития Казахстана на сумму около 33,5 млрд тенге.
«В соответствии с протокольным решением заседания Государственной комиссии от 26 декабря 2018 года по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан МИИР совместно с министерствами национальной экономики и финансов поручено проработать вопрос управления АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» через механизмы государственно-частного партнерства», — указывается в письме Министерства.
В соответствии с установленными процедурами Закона «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 г. в настоящее время МИИР в целях финансирования разработки конкурсной документации передачи аэропорта подготавливает инвестиционное предложение, которое будет представлено в Министерство национальной экономики для проведения соответствующей экспертизы.
«По завершении конкурсной документации условия передачи аэропорта под управление через механизмы ГЧП будет представлено широкому кругу потенциальных инвесторов, как внутри страны, так и за ее пределами. Предметом проекта ГЧП предполагается строительство новой искусственной взлетно-посадочной полосы», – информируют в МИИР.
Источники: inbusiness.kz