Приветствую тебя, Читатель!
В прошлом я уже писала о попытках частных лиц судиться с большими компаниями, и в той истории все пошло немного не плану. А сегодня предлагаю вам узнать о деле Стеллы Либек против McDonald's.
Примечательно, что в сюжетах городских легенд Стелла выступает в довольно негативном образе жадной бабули, которая решила обогатиться за счет сети ресторанов, только потому, что была неосторожна за рулем авто и пролила на себя кофе, купленный в МакДрайв.
Но такие истории — это заслуги корпоративных маркетологов. На самом же деле все обстояло иначе. В 1992-м году Стелла со своим внуком посетили ресторан McDonald's. Госпожа Либек заказала себе кофе, и получив напиток, решила добавить туда сливки. В это время она находилась на пассажирском сидении, а ее внук остановил авто, чтобы бабуле было удобнее. Стелла, придерживая стакан с кофе ногами и пытаясь открыть крышку, пролила все содержимое на себя. Напиток оказался настолько горячим, что женщина получила ожоги третьей степени на 6% поверхности тела и была вынуждена провести 8 дней в госпитале. Кожа на ее ногах была настолько повреждена, что госпоже Либек понадобилась трансплантация.
По возвращении домой Стелла решила подать в суд на McDonald's с целью получения компенсации убытков, причиненных в связи c обращением в больницу. Она хотела, чтобы компания покрыла расходы на лечение (~$20 000), но руководство сети ресторанов подготовило для нее встречное предложение: $800. Стеллу это не устроило, и дело пошло в суд.
Во время разбирательства госпожа Либек согласилась с тем, что пролила напиток по своей неосторожности, но ее проблема заключалась в том, насколько горячим он был (~90ºC при оптимальной рекомендуемой температуре — 57-65ºC).
Оказалось, что в McDonald's знали о том, что это небезопасно, ведь до Стеллы компания получила порядка 700 жалоб на ожоги, но тем не менее не изменила требования к своим горячим напиткам.
В 1994-м году суд присяжных постановил, что корпорация McDonald's должна понести 80% ответственности за случившееся, в то время, как госпожа Либек была виновна на 20% (из-за своей неосторожности). В связи с этим присяжные рекомендовали выплату компенсации в размере $200 000 и штрафа в размере $2.7 млн, что соответствовало приблизительному доходу от продаж кофе в McDonald's на протяжении двух дней.
Судья принял решение снизить общую сумму до $640 000 в связи с тем, что ответственность за случившееся лежала не только на компании, но и на госпоже Либек. Но это никак не похоже на соотношение 80/20, согласитесь.
Обе стороны подали апелляции, но позже пришли к мировому соглашению, детали которого остались конфиденциальными. Известно лишь, что общая сумма компенсации госпоже Либек не превысила $600 000.
Даже несмотря на то, что суд не осмелился на все 100% поддержать вердикт присяжных, это был невероятно редкий случай, когда частное лицо смогло одолеть большую компанию с командой корпоративных юристов для того, чтобы в будущем подобных историй не случалось.
В результате разбирательства компания McDonald's пересмотрела свои требования к напиткам, и температура кофе была снижена до 70ºC, показатель, который все еще опасен, но с меньшей вероятностью может привести к травме в случае проливания напитка. В конце концов система частично сработала, ведь в результате этого дела появился более безопасный продукт.