Эволюция «стратега»
В одном из своих предыдущих материалов автор попытался ответить на вопрос о том, какие именно истребители появятся в будущем. Сегодня поговорим о «стратегах».
Прежде всего постараемся ответить на вопрос о том, куда именно будут эволюционировать бомбардировщики. Нужно сказать, что в рамках существующих реалий высокая скорость, даже такая, какая была у американской «Валькирии», уже не может ни в коей степени гарантировать выживаемость в нынешних условиях.
Стратегическому бомбардировщику будущего придется иметь дело с современными зенитными ракетными комплексами и ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности нового поколения, такими, как европейский «Метеор». Единственный выход в такой ситуации — максимально долго оставаться «в тени». То есть, конструкторы должны делать ставку на снижение радиолокационной заметности любой ценой — ничего другого просто не остается.
Однако при еще более детальном рассмотрении получается, что все не так просто. И сегодня мы поговорим о том, как именно конструкторы подошли к решению стоящих перед боевой авиацией проблем.
Ту-160М2 (Россия)
В январе прошлого года стало известно, что первый полет выполнил Ту-160, выполненный из советского задела. Самолет многие российские и западные СМИ благодаря «стараниям» Дмитрия Рогозина назвали Ту-160М2. На самом деле, первый М2 только предстоит построить. Это будет современно новая машина, которая должна получить передовую бортовую электронику и новые авиационные средства поражения, такие, как перспективная крылатая ракета Х-БД.
Скорее всего, машина поднимется в воздух в 2020-2021 годах. Ранее СМИ заявили о намерениях ВКС РФ закупить 50 новых Ту-160М2. Однако, вероятно, столь большую партию ожидать не следует: это слишком дорого в реалиях современной России. Да и не особо нужно: уже в 2030-х Военно-воздушные силы рассчитывают получить совершенно новый боевой самолет, полностью разработанный в постсоветской РФ.
ПАК ДА (Россия)
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации без преувеличения можно назвать самым дорогим и наиболее сложным боевым авиационным комплексом во всей русской истории. Самолет будет дозвуковым, малозаметным, выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло».
В Сети можно найти предположительный внешний облик ПАК ДА: с большой долей вероятности он не отображает реального положения дел, даже если говорить конкретно про изображения, на которых фигурирует самолет, выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло».
Если говорить максимально просто, то ПАК ДА — это российский аналог американского B-2 Spirit, стоимость которого, к слову, по некоторым оценкам превышает два (!) миллиарда долларов за один самолет. Стоит ли говорить, что технические риски в случае с ПАК ДА просто колоссальные. Но даже если разработка будет вестись в срок, не стоит верить официальным прогнозам относительно принятия самолета на вооружение.
Читайте также Создан первый полноразмерный макет ракетоносца ПАК-ДА
Впереди у ПАК ДА очень долгий и невероятно тяжелый путь. В конце которого ВВС России должны будут получить машину, которая, согласно официальным данным, не только сменит все российские «стратеги» и дальний Ту-22М3/М3М, но и частично возьмет на себя функции разведчика, перехватчика и даже сможет выступать в качестве платформы для запуска космических ракет. Первый полет машина может выполнить в середине 2020-х.
B-21 Raider (США)
Long-Range Strike Bombe, LRS-B, B-3, B-21 «Рейдер» — все это наименования одного самолета. Американского стратегического бомбардировщика, который сменит не только B-52H и B-1B, но также и вышеупомянутый B-2. Последний, кстати, как это не парадоксально звучит, могут вывести из эксплуатации даже раньше других американских «стратегов». Причина проста — слишком высокая стоимость.
Прямо следует из этого факта, что B-21 почти наверняка будет уменьшенным и сильно удешевленным аналогом B-2, выполненным с учетом всех новых технологий. Эксперты полагают, что самолет получит два двигателя Pratt & Whitney PW9000. Это двигатель, выполненный на базе F135, созданного для F-35 Lightning II. Максимальная унификация. Словом, двигатели ПАК ДА тоже, вероятно, будут модернизированной версией НК-32, которые используют на Ту-160/М/М2.
Важно отметить, что «Рейдер» почти наверняка взлетит раньше, чем ПАК ДА. Согласно новым фотографиям, на авиабазе Эдвардс активно готовят инфраструктуру для испытаний новой машины. Ждать, вероятно, осталось не долго.
Xian H-20 (Китай)
Кроме начала испытаний B-21, любителей авиации, очевидно, ожидает еще один приятный сюрприз в лице первого полета перспективного китайского стратегического бомбардировщика H-20. Пусть читателей не удивляет этот факт: мир уже давно привык к китайской «прыти». Достаточно вспомнить принятие на вооружение истребителя пятого поколения J-20, который, казалось бы, совсем недавно был всего лишь прототипом (первый полет — 2011 год).
Читайте также Российский ПАК ДА завис между небом и землей
Новый китайский бомбардировщик почти наверняка будет дозвуковым стелсом, построенным по аэродинамической схеме «летающее крыло». По мнению экспертов, самолет могут начать эксплуатироваться примерно в середине следующего десятилетия, и «обгонит» он не только российский ПАК ДА, но и, возможно, американский B-21 Raider (опять же, в этом можно убедиться, посмотрев на темпы испытаний J-20).
В китайских ВВС H-20 заменит устаревшие бомбардировщики H-6, которые есть не что иное, как китайская копия очень старого советского бомбардировщика Ту-16, выполнившего первый полет в 1952. Сейчас это, напомним, единственный стратегический бомбардировщик, который эксплуатируют китайские военно-воздушные силы.
Судить про внешний вид и возможности H-20 рано, однако по данным газеты China Daily, китайцы хотят сделать самолет с дальностью до 8000 км, что дает основания полагать, что H-20 будет похож на B-2 не только внешне, но и по габаритам, а также по массе боевой нагрузки.
JH-XX (Китай)
Самым таинственным «гостем» нашего списка стал самолет, о существовании которого можно судить лишь по ряду косвенных признаков, например, частом упоминании в китайских и западных СМИ некоего «загадочного самолета». Если постараться суммировать все имеющиеся о нем данные, то получается, что машина будет не чистым «стратегом», а некоей смесью стратегического бомбардировщика, фронтового бомбардировщика и многофункционального истребителя.
Можно провести параллель с Су-34, однако более правильным выглядит сравнение с так и не появившимся на свет Lockheed FB-22 Raptor — ударной версией F-22 Raptor.
Скорее всего, «китаец» будет сверхзвуковой машиной, которая будет сильно уступать по своим габаритам и боевой нагрузке и ПАК ДА, и B-21, и H-20. Но это лишь предположение, основанное не в последнюю очередь на изображениях, которые можно найти в сети и которые, думаю, не дают исчерпывающего ответа на вопрос, каким именно будет новый бомбардировщик.
/Илья Легат, topwar.ru/