Московская область / ЦФО
Cтроительство легкого метро (скоростного трамвая) подмосковные власти обсуждают с 2014 года. 16 мая на совещании с вице-премьером Максимом Акимовым поднимался вопрос легкорельсового транспорта (ЛРТ). Акимов поддержал проект, но поручил проработать его более тщательно. «Коммерсант» ознакомился с подробностями проекта строительства скоростного трамвая в Подмосковье.
Предполагается, что 241-километровое кольцо соединит 26 городов, сократив в два-три раза время перемещения между ними. В 2015 году стоимость строительства оценивалась в 220–250 млрд рублей, минимальная цена поездки — в 40 рублей. В проекте готовы были участвовать Codest International S.r.l., китайская корпорация Norinco International и турецкая компания IC Holding. Частные инвесторы вложат в проект ЛРТ 30–70% средств, пояснял подмосковный губернатор Андрей Воробьев. В начале 2019 года он называл и возможную смету всего кольца — 250–300 млрд рублей. В апреле зампред областного правительства Вадим Хромов заявил о возможности привлечения средств федерального бюджета.
Как следует из материалов Минтранса, Московская область рассчитывает получить для строительства участка Подольск-Домодедово федеральный грант в размере 55,8 млрд рублей. Общий объем финансирования составит 152,9 млрд рублей. Norinco International из списка возможных инвесторов исчез, зато появилась группа ВИС.
В числе рисков, которые видит Минтранс, недостаточный пассажиропоток между городами: большинство жителей области работают в районе своего проживания или ездят на работу в столицу. Кроме того, в Подмосковье сейчас строят ЦКАД и МЦД — эти проекты возьмут на себя часть транспортной нагрузки. На что власти ответили, что 32% жителей Домодедово и 26% жителей Подольска не удовлетворены сообщением между этими городами (опрос ВЦИОМа). Уже посчитано, что 108,6 тыс. человек будут пользоваться первым участком скоростного трамвая. Но если пассажиропоток будет все же недостаточным, то областные власти готовы гарантировать инвестору минимальный доход.
Также среди рисков — отсутствие подвижного состава для проекта: нужна разработка научно-технической документации, испытания, сертификация, на это все необходимо не менее четырех с половиной лет и 420 млн рублей. Минтранс предлагает использовать в ЛРТ уже существующий подвижной состав: пригородные поезда или городской трамвай. Трамваи не обеспечивают нужную провозную способность, считают в правительстве Подмосковья, а построить новую железную дорогу в условиях городской застройки нельзя. Московская область заявляет, что разработать подвижной состав нового типа уже готов «Трансмашхолдинг».
Власти региона предлагают включить проект ЛРТ в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В Минтрансе считают, что вопрос о выделении федерального гранта «требует дополнительной проработки».