14 июня вступает в силу постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которым расширяется перечень оснований для согласования ФАС изменений в концессионные соглашения.
Также постановлением устанавливается, что предоставление для согласования изменений условий концессионных соглашений в антимонопольный орган конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера требуется только в случае заключения концессии путем проведения конкурса; вводится требование о предоставлении для согласования изменения концессионного соглашения одного или нескольких договоров аренды, на основании которых у концессионера возникли права владения и (или) пользования имуществом, являющимся объектом концессии.
Антимонопольному органу запрещается отказывать в согласовании изменения концессионного соглашения на основании того факта, что со дня заключения соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления о внесении изменений в него прошло менее одного года; также уточняется, что в согласовании изменений условий концессии должно быть отказано в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты тепло-, водоснабжения, и водоотведения и объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта на каждый год срока действия концессионного соглашения подлежит увеличению.
До этого момента существовал запрет на внесение изменений в первый год действия соглашения, предметом которого были объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, что на практике вызвало значительные трудности. Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев отметил, что теперь этот запрет отменён и ещё на начальном этапе исполнения концессии участники процесса могут предотвратить существующие проблемы и не допустить будущие. «Это позволит сразу приступить к исполнению обязательств по концессии и не тратить время на внесение поправок. Необходимо отметить, что концессионные соглашения реализуется в основном в такой социально-значимой отрасли как ЖКХ и решение такого рода проблем приобретает особую важность и требует оперативности», -подчеркнул он.
Большое количество проблем при изменении условий концессионного соглашения связано с изменением перечня объектов, переданных инвестору по концессионному соглашению. Так, например, на практике может быть выявлено бесхозяйное технологически и функционально связанное с объектом концессии имущество, передача которого целесообразна действующему концессионеру, однако, ранее такого основания для изменения перечня концессии не было, сейчас барьер устранен. Или в процессе реализации концессии может потребоваться вывод определенных объектов из эксплуатации, а это тоже требует соответствующих изменений в концессионное соглашение, ранее такие изменения внести было затруднительно.
«Принятые изменения позволят решить эти проблемы, что упростит и ускорит процесс внесения изменений в концессионные соглашения, а также привлечь в сферу жилищно-коммунального хозяйства дополнительные частные инвестиции», — добавил Королев.
Вместе с тем, ФАС продолжает контролировать соблюдение антимонопольного законодательства, в том числе при исполнении концессионных соглашений. В частности, принятыми изменениями предусмотрена обязательность доказывания наличия причинно-следственной связи между основанием для внесения изменений и самими изменениями. По мнению ведомства, такая мера позволит избежать необоснованного и беспорядочного внесения изменений в концессионные соглашения, что исключит возможные риски злоупотребления сторон концессионного соглашения.
«Принятое Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 708 позволит ускорить и упростить процедуру внесения изменений в концессионные соглашения, что направлено на уменьшение количества барьеров при привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ. При этом внесенные изменения лишний раз доказывают необходимость внимательного отношения к подготовке проекта концессионного соглашения на стадии его заключения. «, — считают аналитики Национального Центра ГЧП.