Известный человек в мире моды, историк моды и коллекционер Александр Васильев обладает огромной коллекцией модной одежды разных времен и народов и успешно организовывает выставки. Мне посчастливилось побывать на нескольких выставках в разных городах. Это как раз тот случай, когда выставки хоть и похожи одна на другую (везде наряды), но, тем не менее — разные.
Выставка в историческом музее Минска называется «Приглашение на бал». Здесь нет повседневной одежды, хотя в коллекциях Васильева такой важный сегмент одежды конечно же присутствует. Но не в этот раз.
Сегодня мы полюбуемся именно вечерними и бальными платьями, аксессуарами, без которых ни одна модница прошлых десятилетий не могла обойтись.
100 лет на балу… Экспозиция включает в себя наряды именно 100-летнего периода с 1915 года по 2015-й.
Не менее интересны аксессуары в витринах: обувь, парфюмы, веера, шляпки и даже бальные книжки (карне), где дама записывала номер танца и имя кавалера, которому этот танец обещан. Согласно этикету, танцевать с одним партнером более двух танцев считалось неприлично. Бал – это очень серьезное светское мероприятие!
Фрак — самое торжественное вечернее одеяние мужчины, его не надевают ранее 7 часов вечера.Такой парадный костюм дополняли белая накрахмаленная рубашка, жилет и бабочка. На торжественных мероприятиях можно было встретить мужчин во фраках, дополненных черным жилетом и черной бабочкой, а также в белом жилете и белой бабочке.Одни из них были гостями, вторые — официантами.
В начале прошлого века поход в Оперу — это тоже событие праздничное, такой вид верхней одежды как манто для оперы — не редкость.
В бурные 20-е годы мода и стиль одежды изменились радикально — это расцвет стиля арт-деко, развитие новых технологий. Все казалось легко осуществимым, кинематограф обрел звук, а жизнь представлялась фривольным танцем. Мода незамедлительно отозвалась на изменившуюся энергетику танца, появляются платья с заниженной талией, юбки которых представляют собой отдельные, подвижные лепестки, украшенные бисером.
Мода 30-40-х годов отличалась женственностью и изяществом
.
На фото ниже:платье из ламе цвета лаванды с принтом «золотые листья» и рукавами «крылья ангела», «ВАВАNI», Париж, 1928-1930
Кристиан Диор, пожалуй, один из самых известных кутюрье ХХ столетия. В 1947 году он представил дебютную коллекцию в стиле, который назвали «New Look». Это был новый взгляд на женщину: миру явилась женщина с осиной талией, высокой грудью, хрупкими покатыми плечами и округлыми бедрами.
В 50-е годы средний объем талии женщин составлял около 50 см,трудно поверить, не правда ли? Современные манекены самого маленького женского размера для некоторых нарядов оказались великоватым. Вот это платье не смогли застегнуть до конца.
На табличках с описанием нарядов не указаны (за редким исключением) имена бывших владелиц. Это потому, что даже Александр Васильев не всегда знает, кому принадлежало то или иное платье. Или даже если он знает – публике эта фамилия ничего не скажет, потому что далеко не все владелицы роскошных нарядов известны широкой публике. Но однозначно, они были красивыми или богатыми женщинами, но чаще – красивыми и богатыми «в одном флаконе».
Вечернее платье из шелка с набивным цветочным рисунком и драпировкой на лифе принадлежало известной британской певице Вере Линн, особенную популярность получившей в 40-50-е годы. У этого платья интересная судьба: оно было в утерянном во время гастролей чемодане, который нашелся спустя 50 лет. На одном из аукционов Александр Васильев и приобрел этот чемодан.
В 60-е годы человек начал покорение космоса, мода тут же откликнулась на это грандиозное событие, появились необычные синтетические материалы: мерцающие, серебристые, блестящие. Изменился силуэт.
Яркое желтое платье от модного дома «Sorelle Fontana» 1969 года выполнено из белых и желтых пластиковых тарелок.
Нарядные платья 80-90-х годов заимствуют элементы разных эпох, плечи становятся шире и объемнее, в одежде, используются новые синтетические материалы.
Ассиметричное серое платье из тафты 2000-го года опять возвращает женщине изящество благодаря силуэту и благородству натурального шелка
Завершают выставку три черные платья. Платья на все времена…