Правительство утвердило требования к использованию документов в электронной форме туроператорами, турагентами и туристами при реализации туров, а также правила обмена информацией в электронной форме между ними.
«Это постановление, которое готовилось еще в прошлом году, когда разрабатывалась информационная система «Электронная путевка» Ростуризма. На ее разработку потратили 500 млн рублей, после чего о ней в течении всего 2018, а затем 2019 года не было слышно. После того, как туризм был передан в ведение Минэкономразвития, а саму разработку электронной путевки отдали в ГК «Ростех», там происходили какие-то процессы, к которым представители туриндустрии уже не привлекались», — рассказал Мохов.
По его словам, это постановление почти идентично тому, что разрабатывалось в конце 2017 года министерством культуры, которое курировало туристскую отрасль до осени 2018 года, за исключением новой отсылки к Минэкономразвития.
«Смысл в том, что вводится пока как возможность, а не как обязанность, регулирование электронного документооборота в отношениях, связанных с реализацией турпродукта. Связь между туроператором, турагентом и туристом происходит через личный кабинет с электронной подписью. После этого требуется передача сведений в информационную систему «Электронная путевка», — добавил эксперт.
Он напомнил, что в Минкультуры было разработано два постановления, второе регулирует действие и функционирование самой «Электронной путевки». «Это постановление без второго смысла никакого не имеет, поэтому мы ждем второго. Это первый шаг к внедрению «Электронной путевки» как способа накопления всей информации по туристам, проданным турам и т.д. Эти перемены могут в корне изменить вид всей туристической деятельности в части розницы. Это механизм нового государственного надзора», — подчеркнул Мохов.
«Электронная путевка» – информационная система, в которую туроператоры должны вносить данные по каждому проданному туру. На основе этой информации должен формироваться документ с уникальным номером. Разработкой занималась группа «Астерос». Предполагалось, что система заработает с 1 января 2018 года, она заработала в тестовом режиме, но в ней оказалось слишком много недоработок. Сама компания «Астерос» в июле 2018 года была признана арбитражным судом банкротом.
Ранее в Ростуризме неоднократно заявляли, что введение «Электронной путевки» позволит сделать туристический рынок полностью прозрачным и избавить его от серых и черных схем, так как туроператоры должны будут вносить в систему все проданные туры. Кроме того, система повысит защищенность туристов, так как сейчас из-за занижения стоимости турпродукта финансовых гарантий нередко не хватает для выплат компенсаций всем туристам. В частности, после ухода с рынка туроператора «Натали Турс» его клиенты смогли получить лишь 5% стоимости аннулированных туров.
В мае 2018 года Ростуризм и государственная корпорация «Ростех» обратились к президенту РФ с просьбой передать функции оператора системы на условиях концессии АО «Национальные туристические технологии» (НТТ), входящему в структуру «Ростеха».