Ситуация с камерами обсуждалась на заседании проектного комитета национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (возглавляет вице-премьер Максим Акимов), пишет «Коммерсант». В ряде регионов комплексы устанавливаются и обслуживаются на деньги инвесторов, при этом компании получают плату из бюджета, которая зависит от числа штрафов. В Подмосковье «МВС Груп» получает за эту услугу 233 руб. с каждого постановления, в Тамбовской области АО «Тамбовская сетевая компания» — 243 руб., в Курганской области «Ростелеком» — 149–345 руб.
Подобная практика вызывает нарекания и критику со стороны водителей. По общему мнению участников проектного комитета, экономическая модель таких отношений между субъектами и бизнесом нуждается в доработке,— рассказал представитель вице-премьера.— Максим Акимов предложил регионам отказаться от увязки объема вознаграждения концессионера с объемом собираемых им штрафов».
Это должно быть закреплено в методических рекомендациях Минтранса по определению мест размещения камер: документ сейчас разрабатывается Минтрансом вместе с ГИБДД, Росавтодором, госкомпанией «Автодор». По поручению господина Акимова к 1 сентября рекомендации должны быть готовы и направлены в субъекты федерации. Действующие концессионные соглашения менять не будут, это можно сделать только по суду, уточнил “Ъ” неназванный федеральный чиновник правительства. «Все это будет прописано в методических рекомендациях, то есть обязать регионы мы не можем»,— говорит он.
По данным ГИБДД, в России установлено более 12 тыс. стационарных камер (600 дополнительных появилось в 2019 году) и более 4 тыс. передвижных. За шесть месяцев нынешнего года с помощью комплексов вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на 35 млрд руб., из них 41 млн постановлений на 16 млрд руб. уже исполнено.
В ходе работы проектного комитета Минэкономразвития обнародовало данные о заключаемых концессиях. При установке камер аварийность снижается в среднем на 13%, но если это делает частная компания-концессионер, то на 19%. Если компания выбрана по итогам конкурса, в котором участвовало больше одного претендента, то аварийность снижается на 11%, если один (или подрядчик был выбран без конкурса), то на 8%.
Глава ГИБДД Михаил Черников, в свою очередь, говорил о недостатках при установке камер, выявленных в ходе прокурорских проверок, и «обоснованных претензиях от участников движения». «Это неправильное применение знаков и разметки, специальное занижение скоростного режима на участках дорог, позволяющих осуществлять движение с большей скоростью»,— рассказал господин Черников.
Эксперты поддержали инициативу правительства. Оплата должна быть не сдельной, по числу штрафов, а фиксированной, с учетом частоты, объема и стоимости работ по регламентному обслуживанию комплексов, каналов связи и их восстановлению при форс-мажорных обстоятельствах»,— считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал заявление Белого дома «прекрасной и великолепной» новостью. «Если так будет сделано, то это решит все проблемы,— считает он.— Ведь частная организация, которая ставит камеры, заинтересована в максимальной прибыли, а значит и в максимальном количестве штрафов. Для этого они договариваются с местными властями, чтобы те ставили ограничения скорости в абсурдных местах, где водители этого не ожидают и гарантированно нарушат. Важно, чтобы эта цепочка была разорвана».
Представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов назвал предложение господина Акимова «своевременной мерой». «По всем передвижным камерам нужны проверки,— считает он.— Уполномоченные проверяющие должны целый день контролировать количество зарегистрированных нарушений. В будни и по выходным. Далее сравнивать с показателями, которые выдает «передвижка» в стандартном рабочем режиме, когда она работает без такой проверки. Если данные расходятся значительно в сторону увеличения, то явно происходит «накрутка» количества нарушений. Если так, то нужно штрафовать владельца системы».