Минтранс опубликовал проект постановления Правительства о новых правилах заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ — долгосрочные госконтракты, по которым исполнитель должен обеспечить не только строительство, но и эксплуатацию объекта), пишет «Коммерсант».
КЖЦ реализуются преимущественно в дорожной сфере, по России их не больше двух десятков, хотя власти с 2010-х годов говорят о большом потенциале их применения в строительстве социальных и инфраструктурных объектов. Минтранс предлагает использовать КЖЦ для достижения к 2024 году национальных целей развития. Проект нацелен на введение регламентов процедур заключения контрактов и формирования их начальной цены. Они допускают возможност учета в таких контрактах, кроме проектирования, строительства. ввода в эксплуатацию и самой эксплуатации, еще и цены будущей конструкции.
Проект постановления явно разрабатывался под автодорожную сферу, пишет издание, в частности, проект правил требует традиционного для нее технологического и ценового аудита (ТЦА), включение в контракты эксплуатационной фазы также предусмотрено только для проектов дорожного строительства. ТЦА применяется для борьбы с завышением сметы строек за бюджетный счет.
Как отмечают эксперты издания, разработка Минтранса не решает главных проблем применения контрактов жизненного цикла при госзакупках, в первую очередь требуемой ФЗ-44 жесткой фиксации цены, притом что в течение жизненного цикла могут возникать обстоятельства, ведущие к дополнительным затратам. Проблемной зоной остается и необходимость приемки и оплаты очередного этапа работ в течение 30 дней вместо фиксированных платежей заказчика на этапе эксплуатации объекта. Риском для подрядчика является и возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, что лишает исполнителя гарантий компенсации понесенных расходов и потерь.
«Это продолжение истории с попытками встроить сложный инвестиционный механизм КЖЦ в консервативный и неприменимый для таких проектов закон о госзакупках. К сожалению, к существенному росту интереса к КЖЦ данные правки не приведут»,— отмечает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко. По его словам, на контракты на проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию федеральных и региональных дорог документ повлияет позитивно. В прочих же отраслях «квалифицированные инвесторы все также будут склоняться к концессионным соглашениям даже для создания бесплатных объектов инфраструктуры, невзирая на пока не устраненные риски «башкирского дела»», резюмирует эксперт.