г. Москва / ЦФО
Корпорация «Российский учебник» представила доклад с анализом проблем, связанных с проектами частных инвестиций в среднее образование. При нерадикальных правках законодательства о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях в образовательной сфере России вполне можно реализовать бизнес-модели, активно использующиеся сетями «чартерных школ» в США и Индии, пишет «Коммерсант».
Презентация «Российского учебника» прошла на прошлой неделе на Форуме социальных инноваций. Основной вывод доклада — проекты, сходные с частными «чартерными школами» в США и Индии, вполне возможны в рамках нынешнего концессионного законодательства и законов о ГЧП. Не существует существенных препятствий для работы с «социальными облигациями» (SIB), эмитируемыми государственными структурами для финансирования таких проектов, равно как и аналогов — облигаций DIB, финансируемых международными организациями. В рамках моделей SIB/DIB концессионер или оператор онлайн-школы получает дополнительную прибыль при достижении определенной заранее «социальной цели» — например, средних показателей учащихся на определенном уровне и т. п.
В России SIB пока выглядят экзотикой, хотя российский рынок в последние месяцы в смежных секторах подходит к реализации сходных по идеологии и схемам реализации «зеленых облигаций». Авторы отмечают, что для работы моделей необходимы поправки в закон 115-ФЗ о концессионных соглашениях и 224-ФЗ о ГЧП, а также в Бюджетный кодекс, устанавливающий возможности для концедента или публичного партнера в рамках концессионного соглашения отдельного платежа при достижении «образовательного результата или социально-экономического эффекта». Но и без этого увеличение доходности концессионера или компенсация его затрат на роялти по интеллектуальной собственности (поставщиков образовательного контента) также решит часть проблем.
Три модели аналогов «чартерных школ» для России, предложенные «Российским учебником», выглядят так: с высокой вероятностью реализации возможно создание многофункциональных образовательных центров (инвестиции в 700–900 млн рублей, окупаемость — восемь лет) в офлайн-школы; создание IT-платформы, совмещенной с онлайн-школами, стоит 250–300 млн рублей и окупается за 7-8 лет — впрочем, если IT-платформы вполне возможны, то онлайн-школы в России страдают от «неполноты законодательного регулирования» и без коррекции законодательства заменять офлайн-школы не могут. Тем не менее, выводы авторов модели выглядят перспективными — сейчас принято считать, что «чартерные школы», производящие в США существенные изменения во всей системе образования, в России практически невозможны.