В то время как борьба между гусеницами и колесами до сих пор продолжается, и, возможно, никогда не завершится, в сфере колесных платформ доступны различные решения, направленные на удовлетворение всевозможных потребностей. Ключевыми параметрами бронированной машины являются подвижность, защита и огневая мощь; в зависимости от приоритетности выполняемых машиной задач треугольник, образованный этими составляющими, может растягиваться или уменьшаться в направлении одного из них.
Понятно, что, когда речь идет о внедорожной проходимости, необходимо учитывать факторы, ограничивающие грузоподъемность, которую может иметь каждая ось. Это необязательно может быть связано с конструктивными особенностями, такой из параметров подвижности, как например, удельное давление на грунт при больших значениях будет затруднять движение машины, особенно на мягких грунтах, тем более в грязи или снегу.
Как правило, принимается ограничение 8 тонн на ось, хотя боевая масса многих машин конфигурации 8×8 превышает максимальные (если исходить из расчетной цифры) 32 тонны. Впрочем, в золотом треугольнике машины не принимается в расчет один параметр, который становится ключевым в эпоху сокращающихся бюджетов: стоимость. Добавление моста на машине означает повышение стоимости и не обязательно линейное.
В то время как машины конфигурации 4×4 остаются либо легким решением с недостаточной защитой, либо, если масса повышается, решением с недостаточной подвижностью, на другом конце мы видим машины 8×8, которые в настоящее время считаются полноценными боевыми платформами, хотя единственной страной, которая решила эксплуатировать четырехосные колесные БМП наряду с основными танками, на данный момент остается Франция.
Машины в конфигурации 10×10 пока не пользуются спросом на мировом рынке (пример Швеции лишь подтверждает правило), но некоторые конструкторы утверждают, что, если заказчики будут настаивать на все больших уровнях защиты, то соответствующее повышение массы неизбежно приведет к пятиосному решению.
Промежуточная платформа 6×6 рассматривается многими странами в качестве разумного решения, способного бороться с ограниченными угрозами или выполнять задачи боевого обеспечения, работая бок о бок с машинами 8×8 того же семейства.
В 2018 году на рынке появились, по меньшей мере, две новые машины 6×6. Первая из них была показана в апреле южнокорейской компанией Hanwha, которая представила свою новую модель Tigon именно на выставке DSA в Куала-Лумпуре, поскольку Малайзия является одной из стран, которая имеет постоянную потребность в бронемашинах конфигурации 6×6. В предыдущие годы компания Hanwha разработала машину Black Fox в конфигурациях 6×6 и 8×8, нацелясь на программу южнокорейской армии, в которой проиграла своему конкуренту. В конце концов, она добилась желаемого, экспортировав в Индонезию в начале 2010-х вариант 6×6, оснащенный башней CMI Defence CSE 90LP.
43 машины под обозначением Tarantula эксплуатируются в задачах поддержки пехоты. По сравнению с Black Fox 6×6 модель Tigon тяжелее, полная масса составляет 21 тонну, что в будущем даст возможность проводить модернизации (помним о 8 тоннах на ось). Установлен двигатель Caterpillar C9.3 мощностью 530 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией Allison 4500SP, за счет чего обеспечивается хорошая удельная мощность 25 л.с./т. Внедорожная проходимость обеспечивается независимой подвеской рычажного типа с цилиндрическими пружинами и амортизаторами; максимальная скорость составляет 100 км/ч.
Два водомета, установленные в кормовой части Tigon позволяют достичь на воде скорости 8,5 км/ч. Данные по защите производитель не предоставляет; в варианте БТР машина способна перевозить экипаж два человека и девять десантников. Системы вооружения варьируются от легкого дистанционно управляемого модуля до башен с 90-мм орудиями.
Нынешний опытный образец завершил летние испытания в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах. Они позволили определить «слабые места» и направления для доработки, например, облегчить доступ к некоторым подсистемам для упрощения обслуживания. Компания Hanwha готова реализовать эти усовершенствования когда, в конечном счете, начнется производство машины Tigon.
Еще одна машина была представлена на выставке Eurosatory, где финская компания Patria показала свою новую машину 6×6. Сохраняя некоторые элементы известной платформы AMV, она создавалась с прицелом на ценовую доступность, как касательно стоимости покупки, так и эксплуатационных расходов. По данным компании, «Patria 6×6 — это бронированный транспортер пехоты с цельным лобовым стеклом, обеспечивающим оптимальную видимость».
Рама шасси базируется на раме платформы AMV, однако другие компоненты, например, пятицилиндровый турбированный дизельный двигатель Scania мощностью 395 л.с., являются коммерчески готовыми изделиями, что помогает снизить стоимость и гарантирует доступность запасных частей по всему миру. При максимальной полной массе 24 тонны грузоподъемность 8,5 тонн позволяет повысить всеракурсную защиту с Уровня 2 до Уровня 4, при этом в запасе остается еще 4 тонны.
Присущая платформе модульность позволяет использовать элементы, созданные для других машин; задние двери конструктивно очень похожи на двери платформы AMV, но могут быть заменены, например, аппарелью, в случае если заказчик это потребует. Patria 6×6, созданная как бронетранспортер с экипажем два человека и 10 десантниками в кормовом отделении, может оборудоваться обитаемыми или необитаемыми башнями, в этом случае численность экипажа меняется на 3+9; внутренний объем позволяет принять десантников со всем снаряжением, необходимым для выполнения 72-часовой задачи.
В соответствии с требованиями заказчика машина может оснащаться независимой подвеской рычажного типа, либо с гидропневматическими рессорами, либо с цилиндрическими рессорами. Силовой генератор выдает 150 ампер, при этом доступен генератор на 350 ампер. Опционально предлагаются несколько дополнительных подсистем: стандартно управляемыми являются два передних моста, но доступен вариант с противонаправленным поворотом задних колес, система централизованного регулирования давления в шинах, а также кормовые гребные винты, обеспечивающие движение на воде.
В компании Patria решили изготовить еще две опытных машины помимо той, что демонстрировалась на выставке Eurosatoty. Опыт, полученный в первых испытаниях, в том числе у потенциальных заказчиков, заставил увеличить объем кабины за счет переноса вперед лобового стекла. Второй прототип не плавает, но третий прототип с гребными винтами должен быть готов к середине 2019 года.
Читайте также Британский колёсный бронетранспортёр Saracen FV603
Плавучесть будет обеспечена при массе 21-22 тонны и компания все еще пытается уменьшить собственную массу машины с целью дальнейшего повышения грузоподъемности. Компания Рatria с самого начала проектировала свою платформу AMV 6×6 так, чтобы как можно больше упростить передачу технологии и производства. Уровень делокализации производства этой машины довольно высок, в настоящее время она производится в Польше, Словении, Хорватии и Южной Африке. Производство машины на местах не требует огромных производственных центров, при этом некоторые компоненты поставляются из Финляндии, например, двигатели и мосты компании Sisu Axles.
Процент локализации может быть уменьшен в зависимости от квалификации рабочей силы и необходимых объемов производства, уменьшения или увеличения количества необходимых для изготовления подсистем. Завод в городе Хямеэнлинна собирает некоторое количество предсерийных машин, используемых для обучения рабочей силы заказчика, а компания Patria помогает в организации нового локализованного производства. Хотя производство машин AMV было перенесено в четыре вышеупомянутых страны, компания Patria поддерживает объем производства на своем заводе порядка 100 машин в год.
Финская компания стремится найти как можно больше заказчиков на свою продукцию, глядя на многочисленные страны, чьи армии эксплуатируют колесные и гусеничные бронетранспортеры 50-60-х годов выпуска, и предлагая им свою машину 6×6 в качестве высокомобильной, простой в эксплуатации и доступной по цене платформе. Компания Patria также активна в модернизации существующих БТР ХА-180 6×6, эксплуатирующихся в финской армии.
В Турции доступны две машины в конфигурации 6×6. Оман стал стартовым заказчиком трехосной платформы PARS III 6×6 производства FNSS, которая является частью контракта на 172 машины в конфигурациях 8×8 и 6×6. Оман фактически стал не только стартовым заказчиком варианта 6×6, но также машины стандарта PARS III, чья независимая гидропневматическая подвеска обеспечивает не только очень большой ход, но также позволяет значительно увеличить защищенный объем.
В конфигурации БМП машина компании FNSS имеет боевую массу 25 тонн, тип и выходную мощность двигателя компания FNSS по традиции не раскрывает. Компания из Анкары с интересом смотрит на других потенциальных заказчиков, особенно в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Одним из потенциальных заказчиков является Малайзия, где машина PARS 8×8 от FNSS стала базой для платформы AV-8 — совместного проекта с местной компанией Deftech. Выбор малазийской армией следующей машины в конфигурации 6×6 с высоким уровнем унифицированности с 8×8 был бы логичным решением с логистической точки зрения.
FNSS также ожидает контракт примерно на 100 машин от турецких сухопутных войск; потенциальная потребность в 475 машинах 6×6 и 8×8 уже порядка 10 лет озвучивается на разных уровнях, но бюджетные ограничения привели к сокращению этого количества. PARS III 6×6 планируется купить в специальных конфигурациях: радиоэлектронной разведки, наблюдения с радаром и оптронным сенсорами на мачте и в варианте разведки ОМП. Как будет решен вопрос с оставшимися машинами, в основном для задач обеспечения, время покажет.
Компания Otokar предлагает свою машину Аrma 6×6, которая эксплуатировалась какое-то время в бахрейнской армии и использовалась в коалиционных операциях, в то время как первым ее заказчиком стала турецкая жандармерия. Полная масса машины составляет 18,5 тонн, установлен двигатель мощностью 450 л.с.
Машина оборудована независимой подвеской: заказчик может выбрать между двумя вариантами с телескопическими амортизаторами и пружинами или с гидропневматическими рессорами. Опционально плавающая она может достичь скорости на воде 8 км/ч, в то время как на дорогах с твердым покрытием максимальная скорость составляет 105 км/ч. Среди других опциональных систем мы видим кормовую аппарель с силовым приводом, которая заменяет одну откидывающуюся вправо дверь, которая является стандартом.
Машина 6×6 имеют высокий уровень унифицированности с вариантом Аrma 8×8. Обе турецкие компании говорят о растущем интересу к машинам 6×6 и в ближайшем будущем ожидают новые заказы на них.
В рамках программы Scorpion, в соответствии с которой полностью модернизируются сухопутные войска Франции, разрабатывается бронетранспортер Griffon. Машина, разработанная концерном, в состав которого вошли компании Arquus, Nexter и Thales, будет оборудована системой управления боем SICS, являющейся основой системы Scorpion. При массе в боевой конфигурации 24,5 тонны платформа Griffon оборудована двигателем мощностью 400 л.с. и независимой гидромеханической подвеской. В ней размещаются два члена экипажа плюс восемь десантников, которые садятся в машину через одну кормовую, открывающуюся влево дверь.
Данные об уровнях защиты недоступны, однако для их повышения могут устанавливаться дополнительные комплекты. Будет закуплено шесть вариантов: БТР (4 подварианта), пункт управления, санитарный, инженерный, артиллерийского наблюдения и разведки ОМП. Компоновка платформы довольно обычная, двигатель установлен впереди, далее кабина экипажа и за ней десантное отделение. Ширина 2,5 метра показывает, что Griffon проектировалась с учетом действий в населенных пунктах.
Читайте также Британский колёсный бронетранспортёр Saracen FV603
Большая часть вариантов БТР будет оборудована башней разработки компании Arquus, вооруженной 12,7-мм или 7,62-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. Во французской армии машина Griffon заменит бронетранспортер VAB 4×4.
В соответствии с законом о развитии вооруженных сил в период с 2019 по 2025 год было увеличено финансирование программы Scorpion, количество машин Griffon увеличили до 1872 штук, что на 150 больше запланированного: 936 из них будут поставлены в 2025 году (+156). В октябре 2018 года бельгийское правительство одобрило межправительственное соглашение с Францией, которое устанавливает стратегическое партнерство в области наземной мобильности в рамках программы СаМо. Планами предусматривается поставка 382 машин Griffon и 60 машин Jaguar. Любой другой потенциальный заказ этих машин будет реализовываться в рамках межправительственных соглашений.
На рынке предлагаются еще два БТР 6×6 французского происхождения. Первый — VAB Mk III компании Arquus, 20-тонное развитие машин VAB более старшего поколения. Платформа способна обеспечить экипажу (2+10) защиту на уровне машин категории MRAP и баллистическую защиту Уровня 4 в соответствии со стандартом STANAG 4569.
Во время последнего показа на выставке IDEX машина была представлена с дополнительной защитой от тандемных кумулятивных зарядов, названной «продвинутой системой повышения живучести». Верхняя часть была оборудована тем, что выглядит как система активной модульной защиты SMART-PROTech, представленная на последней выставке Eurosatory компанией IBD Deisenroth Engineering, нижняя и передняя части были прикрыты решетчатыми экранами неизвестного происхождения.
Компания Arquus активно продвигает свой бронетранспортер VAB Mk III, особенно тем заказчикам, которые уже эксплуатируют устаревшие модели VAB. Контракт на 150 машин для Ливана, финансируемый Саудовской Аравией, остался в подвешенном состоянии, поскольку последняя остановила его реализацию.
Третья французская платформа 6×6 на рынке относится к другой категории. 27-тонный Titus можно отнести к категории MRAP, однако фактически это БТР, который базируется на шасси чешской компании Tatra, уникальность которого заключается в его центральной несущей трубе (хребтовой раме) и независимо качающихся полуосях. Крутящий момент передает продольный вал, проходящий внутри рамы, а главная передача состоит из двух конических шестерен; подобная схема обеспечивает высокую проходимость и стоит существенно меньше полностью независимой подвески.
На форуме будущих вооруженных сил в Праге в октябре 2018 года чешское министерство обороны официально объявило о предстоящем подписании контракта на 62 машины Titus с основным подрядчиком Eldis Pardubice. 36 машин будут сконфигурированы как машины связи, 20 как машины координации огневой поддержки и шесть как бронированные пункты управления; их поставки должны пройти в 2020-2026 годах. По поводу второго заказчика компания пока хранит молчание.
Существующий серийный вариант с дистанционно управляемым модулем вооружения был показан на выставке Eurosatory, в то время как на прототипе будет установлен более мощный двигатель. Расширяя линейку машин, компания Nexter работает над низкопрофильным вариантом дистанционно управляемого модуля ARX-25 с 25-мм пушкой, нынешний вариант слишком высокий; в разработке также находится миномет под обозначением МЕРАС (Mortier Embarque Pour I’Appui au Contact).
Модель Fuchs 2 компании Rheinmetall представляет собой очередной вариант в семействе платформ Fuchs, вариант разведки ОМП стоит на вооружении ОАЭ и еще одной страны Ближнего Востока. Впрочем, более крупным рынком сбыта для этой машины является определенно Алжир, где в 2011 году был подписан контракт по организации производственных мощностей, в соответствии с ним Rheinmetall поставляет некоторые подсистемы и компоненты.
Объявление в октябре 2018 года о многомиллионном контракте с «зарубежным заказчиком» означает, что производство до сих пор продолжается, возможно сверх первоначально обозначенного количества в 980 машин. Компания Rheinmetall не комментирует эту сделку из-за условий соглашения с заказчиком, при этом она по соглашению с Бундесвером вовсю занимается модернизацией части его парка машин Fuchs 1 до конфигурации Fuchs 1A8, которая имеет более высокий уровень защиты от мин СВУ и баллистических угроз.
Последняя партия была законтрактована в 2016 году, 48 машин были поставлены в 2018 году, 45 должны быть поставлены в 2019 году и более 100 машин намечено поставить в первом квартале 2020 года. В результате число машин в конфигурации Fuchs 1A8 в Бундесвере составит порядка 270 штук, хотя это количество еще не окончательное. Программа по борьбе с моральным старением всего парка, насчитывающего свыше 900 машин, продолжается. Германия намерена эксплуатировать свои машины Fuchs и после 2030 года.
Латиноамериканская машина с итальянскими корнями Guarani 6×6 изготавливается на заводе компании Iveco в городе Сети-Лагоас. Машина массой 20 тонн в настоящее время эксплуатируется в бразильской армии. Было поставлено порядка 350 штук, поставка же последней партии из общего количества 1580 машин по графику должна состояться в 2035 году. Большую часть, а это 1033 платформы, составят бронетранспортеры и боевые машины, БМП будет всего 35 штук, тогда как 547 машин будут в конфигурациях боевого и тылового обеспечения.
Компания Iveco с интересом изучает заказчиков в Латинской Америке, Чили и Парагваю возможно необходимы машины такого класса. Компания также представила свою машину VBTP-MR (бразильское обозначение этой машины) на выставке EDEX 2018 в Каире, продемонстрировав намерение не ограничиваться только странами Латинской Америки.
На мировом рынке доступно множество других машин в конфигурации 6×6. Например, эмиратская компания Nimr производит машину Jais 6×6 категории MRAP, которая стоят на вооружении национальной армии. Компания Streit Group, также из ОАЭ, предлагает свои ББМ Varan и Alligator, плюс Typhoon и Fiona категории MRAP. На выставке Sofex 2018 иорданская компания KADDB показала свою машину Al-Fares массой 24 тонны на базе белорусского шасси, которая может иметь всеракурсную баллистическую защиту Уровня 3 и противоминную защиту днища Уровня 4а/ЗЬ. Она может перевозить экипаж три человека и восемь человек десанта.
Многие страны модернизируют существующие парки бронемашин 6×6, тогда как вполне очевидно появление новых возможностей. Малайзия в качестве примера уже была упомянута в статье. Новозеландский проект по защищенной машине представляет собой еще одну потенциальную программу, в рамках которой бронетранспортеры 6×6 могут заменить парк машин LAV армии этой страны. Трехосные решения еще далеко не исчерпали свой потенциал.
/Alex Alexeev, topwar.ru/