В свое время автор затронул вопрос оснащения российского истребителя пятого поколения Су-57 новейшими авиационными средствами поражения. Пришла очередь самолета F-35, который входит во «взрослую жизнь», подобно непослушному подростку. С конфликтами и скандалами, что, впрочем, свойственно совершенно любому новому образцу техники. Военной и не только.
Сейчас, напомним, построили примерно 400 машин F-35 в трех конфигурациях: «сухопутной», палубной и укороченного взлета и вертикальной посадки. Общая численность произведенных машин уже в обозримом будущем может составить 3000 самолетов, причем нет никаких оснований сомневаться в том, что это будет действительно так.
Сейчас F-35 — объективно самый востребованный истребитель пятого поколения на рынке. Китайскому J-20, как и российскому Су-57 придется очень постараться, чтобы иметь хотя бы четверть того успеха на международном рынке вооружений. Впрочем, нет ничего невозможного. Посмотрим, какие же новые возможности получит F-35 через 10-15 лет.
Ракеты класса «воздух-воздух»
F-35 любят называть «легким бомбардировщиком» и «коротконогим ударником», ошибочно (или специально) упуская из виду тот факт, что это один из самых грозных бойцов, если говорить о дальнем воздушном бое. Один такой самолет несет до четырех ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM во внутренних отсеках для соблюдения требований малозаметности. Применение новых ракет ближнего боя AIM-9X Sidewinder в таком режиме на данный момент не реализовали: их, как и дополнительные AMRAAM-ы самолет может нести на внешних держателях.
Четыре ракеты AIM-120 — это не много и не мало. Если отбросить рекламные и пропагандистские материалы, вероятно, именно столько понадобиться для уверенного поражения цели типа «истребитель». Однако это лишь начало.
Недавно компания Lockheed Martin предложила систему Sidekick, позволяющую использовать для версий F-35A и F-35C (но не F-35B!) подвеску шести ракет AMRAAM во внутренние отсеки. Однако пока что это лишь предложение, которое связывают с продвижением на рынок нового самолета от Boeing — F-15X. Напомним, что он на внешних подвесках должен нести до 22 ракет класса «воздух-воздух».
Пойдут ли на новые траты для F-35 американские военные сказать тяжело, однако идею оснастить крылатую машину шестью AIM-120 озвучивали уже данным давно. Самым же амбициозным предложением минувших лет стала концепция миниатюрной кинетической ракеты CUDA от Lockheed Martin, позволяющей в теории повысить число размещаемых во внутренних отсеках F-35 ракет до 12 единиц. CUDA — не просто концепт, но также и очень серьезный повод задуматься для Европы, России и Китая.
Читайте также EF-2000 «Typhoon» — конкурент американскому F-35 в Европе
Ракеты класса «воздух-поверхность»
Уже вскоре F-35 сможет носить на внутренних и внешних держателях большой арсенал самых разных управляемых ракет. Задачи противорадиолокационной борьбы самолет сможет решать при помощи размещаемой во внутренних отсеках новой ракеты AARGM-ER, представляющей собой дальнейшее развитие хорошо известной противорадиолокационной ракеты AGM-88E. В систему наведения, кроме пассивной радиолокационной, включили активный радиолокационный канал миллиметрового диапазона, блок инерциально-спутниковой коррекции и аппаратуру двухсторонней передачи данных.
Сверхзвуковая ракета согласно оценкам будет иметь дальность до 190 км, обеспечивая тем самым потенциальную возможность поражения всех существующих и перспективных зенитных ракетных комплексов. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что именно связка F-35 и AARGM-ER представляет для России наибольшую опасность ввиду заметно возрастающей угрозы для ЗРК.
Согласно новым сведеньям, озвученным американцами в предложении оборонного бюджета на 2020-й финансовый год, фигурирует возможность превращения ракеты AARGM-ER в универсальный тактический ударный комплекс. Таким образом, F-35 может получить относительно дешевую унифицированную с противорадиолокационной ракетой «длинную руку».
Еще одной важной новостью последнего времени стала идея Lockheed Martin оснастить версию F-35C гиперзвуковой ракетой Hypesonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC): всего палубник сможет нести два изделия на внешних держателях. Для разгона ракеты на первом будет использоваться ускоритель, а потом в дело вступит прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволяющий изделию поддерживать высочайшую скорость на всем участке полета, вплоть до момента поражения наземной или надводной цели.
Однако важно сказать, что даже если военные и согласятся закупить для F-35C такой комплекс, его доведение до ума и интеграция в состав вооружения F-35 может занять много лет.
Во внутренних же отсеках самолет должен в будущем уметь нести ракеты Joint Strike Missile, создающиеся на базе норвежской Naval Strike Missile, уже принятой на вооружение. Это дозвуковая ракета с дальностью действия до 180 км, способная поражать самые разные цели. Не стоит забывать и про крылатую ракету AGM-158 JASSM, которую давно видят в качестве еще одной «длинной руки» нового самолета.
Читайте также Недетские болезни: 966 проблем истребителя F-35
Бомбовое вооружение
Перечислять все имеющееся и перспективное бомбовое вооружение для F-35 смысла нет, тем более, что каждый желающий может сам ознакомиться со списком боеприпасов. Если кратко, то это, прежде всего боеприпасы семейства JDAM, калибром до 900 кг: таких самолет может нести во внутренних отсеках до двух единиц.
Однако нас больше интересует будущее. И оно связано не столько с этим типом боеприпасов и не с бомбами, управляемыми по лазерному лучу. И даже не с новейшими GBU-39. В первую очередь, как видится со стороны, высокий боевой потенциал самолета в будущем могут обеспечить новейшие GBU-53/B, представляющие собой развитие GBU-39. Очень малые размеры позволяют разместить во внутренних отсеках F-35 до восьми таких бомб, а применение специальной аэродинамической схемы позволяет бомбе пролетать более 100 км после отделения от самолета-носителя.
Новая бомба имеет трёхдиапазонную головку самонаведения, которая сочетает инерциальное наведение с использованием GPS, инфракрасное и активное радарное самонаведение. Совершенная система наведения позволяет поражать как стационарные, так и подвижные цели. Суммируя последние данные можно сказать, что американцы хотят оснастить такими бомбами все три версии самолета примерно в первой половине 2020-х годов.
Это очень серьезный аргумент. Со стороны GBU-53 видится «ультимативной» системой вооружения, сочетающей в себе высокий боевой потенциал и относительно малую стоимость. И едва ли интеграция боеприпаса будет проблемой для имеющих огромный опыт американцев.
Постараемся подвести скромный итог. F-35, вероятно, получит целый комплекс новейших систем вооружений, среди которых можно выделить несколько основных:
Данные системы вооружений, даже без учета уже имеющихся и других перспективных, позволят самолету решать практически весь спектр существующих боевых задач.
/Илья Легат, topwar.ru/