В середине октября 2019 года правительство направило в Госдуму проект внесения изменений в законы № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».[1] Новеллы усиливают надзор за проведением кадастровой оценки, ликвидируют комиссии по оспариванию стоимости, оптимизируют процедуру исправления ошибок, допущенных в ходе определения кадастровой стоимости.
Росреестр усилит надзор за проведением кадастровой оценки
Сегодня Росреестр организует и проверяет федеральные бюджетные учреждения, которые устанавливают кадастровую стоимость (ст.9 Федерального закона № 237-ФЗ от 29.07.2017 г). Этот контроль носит разовый характер — от проверки до проверки. Однако количество ошибок растет. Законопроект отменяет плановые мероприятия и вводит непрерывный надзор за бюджетными учреждениями. Чиновники УФРС станут проверять все без исключения сведения, поступившие из федерального бюджетного учреждения или размещенные на сайте. Эта инициатива уменьшит количество нарушений и ошибок. В то же время она увеличит численность аппарата Росреестра и потребует дополнительных денег из бюджета на содержание чиновников.
Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости будут ликвидированы
Правительство предлагает исключить из закона № 237-ФЗ статью 22 о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости. Вместо нее законодатель примет статью 22.1 об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной цены. Изменения состоят в следующем. Сегодня собственники оспаривают кадастровую стоимость в суде или комиссии. Комиссия снижает стоимость на основании отчета оценщика. Получается, что ее работа состоит только в рассмотрении и утверждении отчета. Но для этого не надо собирать людей для заседания и отрывать их от дел.
Учитывая вышеизложенное, правительство упраздняет комиссии и передаёт их права бюджетному учреждению, определяющему кадастровую стоимость. Собственник станет подавать в учреждение заявление об установлении рыночной стоимости и прикладывать к нему отчет об оценке стоимости объекта. Бюджетное учреждение обязано в течение 30 дней изучить документы. По итогам рассмотрения оно установит кадастровую стоимость в размере рыночной или откажет в связи с использованием недостоверных сведений, а также расчетными или иными ошибками. Это решение может быть оспорено в суде.
Данная новелла является шагом вперед. Ведь комиссии формально подходят к делу, опираясь только на отчет оценщика. Правительство просто исключает из системы элемент, который утратил актуальность после того, как обращение в комиссию стало необязательным этапом. Поэтому нужда в них отпала.
Изменение норм о применении кадастровой стоимости и введение правила о ретроспективном установлении кадастровой стоимости
Сегодня статья 18 закона № 237-ФЗ устанавливает, что кадастровая стоимость применяется со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки (ГКО). При исправлении технической ошибки новые сведения о кадастровой стоимости используются с момента вступления в силу акта, утвердившего, в прошлом, неверную кадастровую стоимость. А в случае изменения качественных и количественных характеристик недвижимости новая кадастровая стоимость объекта применяется со дня внесения сведений об этом в ЕГРН. Кроме того, если суд или комиссия изменят кадастровую стоимость, то ее новый размер применяется с 1 января года, когда собственник подал заявление об оспаривании стоимости.
Правительство решило уточнить и расширить эти положения. Новеллы предполагают несколько вариантов для применения измененной или вновь установленной кадастровой стоимости. Согласно поправкам, кадастровая стоимость станет применяться с 1 января года следующего за тем, в котором:
— вступил в силу акт об утверждении результатов ГКО;
— в акт об утверждении результатов ГКО внесли изменения, увеличившие кадастровую стоимость;
— учтены новые объекты или в отношении ранее учтенных объектов в период с 1 января года проведения ГКО и до даты начала применения кадастровой стоимости внесены изменения.
Кадастровая стоимость будет использоваться с 1 января года, в котором собственник подал в бюджетное учреждение заявление об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной цены. А при уменьшении индекса рынка недвижимости более чем на 30% кадастровая стоимость станет применяться с 1 января того года, на который он был рассчитан.
Следующий вариант. Измененная кадастровая стоимость будет использоваться со дня применения ошибочной стоимости, если:
— исправлена техническая ошибка в ЕГРН, уменьшившая стоимость объекта;
— в акт об утверждении результатов ГКО внесены изменения, уменьшившие кадастровую стоимость недвижимости;
— исправлены ошибки в отношении вновь учтенных объектов и объектов с изменившимися качественными и количественными характеристиками, если это исправление снизило стоимость.
Кроме того, кадастровая стоимость станет применяться со дня внесения новых сведений в ЕГРН в связи с исправлением ошибки, если исправление привело к увеличению кадастровой стоимости.
Ну и наконец, еще одно новшество. Правительство вносит изменение в статью 20.24 федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ. Эта новелла гласит, что кадастровая стоимость, измененная в результате спора, используется со дня применения оспоренной стоимости. Это, конечно, улучшает положение собственников. Но здесь сразу же возникают вопросы.
Противоречия проекта
Новеллы, вносимые в статью 24.20 закона № 135-ФЗ, определяют, что новая кадастровая стоимость недвижимости (читай — её рыночная стоимость), используется со дня начала применения кадастровой стоимости, измененной в результате разрешения спора. То есть не с 1 января года, когда собственник подал заявление в комиссию или суд, а со дня начала применения отмененной стоимости. Значит, можно вернуть излишне уплаченные налоги и за прошлые годы. Сегодня споры рассматриваются в комиссиях и судах. Но комиссии ликвидируются. Получается, что споры станут разрешаться только в судебном порядке. И если собственник направит заявление об установлении рыночной стоимости в бюджетное учреждение, а последнее удовлетворит его, то такое действие уже не считается спором. Поэтому рыночная стоимость будет применяться с 1 января года, в котором собственник направил заявление. Однако если бюджетное учреждение откажет заявителю, то он вправе подать иск в суд. И, если судья установит рыночную стоимость, то она станет применяться с момента использования оспоренной стоимости, как это и сказано в поправках к статье 24.20 закона № 135-ФЗ. Ну и где логика? Владельцам выгоднее, чтобы бюджетное учреждение отказало в установлении рыночной стоимости. В этом случае они оспорят отказ в суде и получат право применять рыночную цену с момента использования оспоренной стоимости.
Следующий вопрос: почему правительство вносит положение о ретроспективном применении кадастровой стоимости в закон № 135-ФЗ, но не упоминает о нем в новом варианте статьи 18 или в предлагаемой к принятию статье 22.1 закона № 237-ФЗ? Это странно. Ну и наконец, из проекта непонятно, является ли направление заявления в бюджетное учреждение обязательным этапом для последующего обращения в суд с иском об установлении рыночной стоимости объекта. Из контекста норм получается, что досудебный порядок является обязательным, но прямо об этом нигде не сказано. Поэтому думайте, что хотите.
Персональная ответственность директора бюджетного учреждения, определяющего кадастровую стоимость за незаконные решения по заявлениям собственников
Еще одна новелла. Она вносится в статью 10 закона № 237-ФЗ. Вышестоящие чиновники обязаны за 1 месяц расторгнуть трудовой договор с директором федерального бюджетного учреждения, определяющего кадастровую стоимость, если в течение календарного года суды неоднократно удовлетворяли требования об оспаривании решений учреждения об отказе в исправлении ошибок либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной стоимости. Честно говоря, не помню подобных норм в наших законах. Если её примут, то она снизит количество необоснованных отказов. Руководство бюджетного учреждения не рискнет принимать формальные решения.
Изменения в процесс исправления ошибок
Законопроект сокращает срок рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, касающихся определения кадастровой стоимости. Сейчас бюджетное учреждение рассматривает заявления в течение 30 дней. А при необходимости вправе увеличить и до 60 дней. Новая норма дает учреждению только 10 календарных дней на рассмотрение заявления и не предусматривает увеличения срока. Кроме того, сегодня чиновники исправляют технические и методологические ошибки в течение 60 дней с момента получения заявления от собственника. Новелла уменьшает и этот срок. Если закон примут, то бюджетное учреждение будет исправлять ошибку в течение 20 календарных дней с даты принятия решения о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок. Иными словами, максимальный срок внесения исправлений сократится с 60 до 30 дней с моменты получения учреждением обращения заявителя.
Выводы
Документ оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, он сокращает сроки оказания услуг при рассмотрении заявлений, упрощает порядок установления рыночной стоимости объекта, откладывает (в некоторых случаях) до следующего года применение кадастровой стоимости при её увеличении и вводит ретроспективное правило применения рыночной стоимости в случае разрешения спора в пользу собственника.
С другой стороны, проект написан тяжелым, малопонятным языком и содержит излишнее количество отсылочных статей. Кроме того, похвалив себя в пояснительной записке к закону за введение ретроспективного правила, авторы документа сделали все, чтобы усложнить его применение. Так, они указали, что рыночная стоимость, принятая бюджетным учреждением, используется с 1 января года, в котором собственник подал заявление, и тут же пригрозили уволить директора, если суды неоднократно (то есть более двух раз) в течение календарного года отменят отрицательное решение учреждения и установят рыночную стоимость. В таких условиях бюджетное учреждение станет «из кожи лезть», только бы не допустить обращения в суд. Поэтому ретроспективное правило будет применяться крайне редко и государству не придется возвращать излишне уплаченные налоги.
[1] Проект № 814739-7
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.
Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости».
Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции