Вы задумывались над вопросом: всегда ли женщины чувствовали себя так комфортно как в наши дни? Современные женщины наслаждаются удобной красивой одеждой, обувью, нижним бельем. А ведь еще в начале ХХ века дамы были лишены многих удобств.
Не один век женщинам приходилось буквально «затачивать» себя в корсеты, чтобы фигура соответствовала духу времени. Но идеал женской фигуры периодически менялся, менялась и форма корсета. В какие-то времена он был широкий или узкий, делал грудь плоской или наоборот соблазнительно приподнимал её.
Греки и римляне ценили стройную женскую фигуру, тонкую талию. Полнота в те времена считалась непристойной, её называли «лекарством от любви». Корсет выглядел как шнуровка для поддерживания бюста.
Со временем крой корсета усложнился. В изделия принялись вставлять деревянные и железные брусочки, которые исправляли недостатки женской фигуры. Самостоятельно женщины не могли впихнуть себя в эти приспособления, так как они шнуровались не только спереди, но и сзади, и сбоку. Но зато после тщательной шнуровки фигура женщин выглядела соблазнительно. Кстати, стоили корсеты недешево, и не все женщины могли позволить себе этот предмет гардероба.
Однако трудно сказать, кто был счастливее: женщина, затянутая в корсет, порой даже падающая в обморок от сдавливания внутренних органов, или женщина, одетая проще, но зато дышащая полной грудью?
Но настоящие мучения терпеливо поджидали женщин. Вторая половина XV века ознаменовалась изготовлением кожаных корсетов с металлическими брусьями. Для доступа воздуха к телу в корсетах делали отверстия, но при стягивании корсета в женскую кожу врезались края этих отверстий, что доставляло дамам ужасные мучения.
В XVI веке в Испании возводят в культ плоскую женскую фигуру, связана такая мода с провозглашением церковью женщин исчадиями ада.
Для слабого пола наступили тяжелые времена. Им пришлось облачаться в корсеты, имеющие сложную металлическую конструкцию, оснащенные стальными болтами. Вес такого наряда был внушительным, а сам корсет походил на латы. Благодаря этому корсету женская грудь не была заметна.
Девочек ожидали не меньшие мучения. Чтобы у них не развивалась грудь, им каждый вечер накладывали свинцовые плиты на грудную клетку и оставляли этот кошмар на всю ночь.
Целый век женщины испытывали незаслуженные мучения. Только в середине XVIIв. вернулся обычай приподнимать грудь. После экзекуций испанскими корсетами женщин наряжают в корсеты из атласа, шелка, кружева. Этот предмет гардероба украшают вышивкой.
Но в это благословенное время Екатерина Медичи, законодательница французской моды, смогла убедить дам, что стандарт обхвата талии — 33см. Её последовательницы, стараясь подражать моде, затягивали на себе корсет так, что он сдавливал желудок, печень, почки и, соответственно, нарушал кровообращение. У многих модниц возникли проблемы с пищеварением и беременностью.
Представьте только: по мнению врачей того времени четверо из пяти женщин умирали из-за ношения корсета.
Корсетная мода существовала не только на Западе. Восточные танцовщицы постоянно носили корсеты, но это были абсолютно другие предметы женского туалета. Восточные корсеты совершенствовали женскую фигуру, однако отвечали потребностям здоровья. Для корсета использовали кору мадагаскарского дерева, изделие получалось эластичным, не затрудняло дыхание.
В эпоху барокко корсеты изготавливали из ткани и китового уса. После 1789 г. под влиянием Французской буржуазной революции женщины отказались от ношения корсетов. Но уже в 1810 году предмет женского туалета снова входит в моду. Спустя 10 лет корсеты стали выпускать в промышленных масштабах. Однако в конце 19 в. В Англии возникло общество, выступающее против ношения корсетов.
В начале XX века в 1903 г. Гош Саро, врач Парижской медакадемии, произвела революцию в женской одежде. Она разделила корсет на верхнюю часть — бюстгальтер и нижнюю — пояс.
А в 1905 году модельер Пуаре (опять же француз) ввел в моду женское платье, которое не требовало ношения корсета.
Корсеты нередко подвергались критике. Даже Наполеон являлся его противником. Он говорил, что корсет носят кокетки с плохим вкусом, и дальновидно предупреждал, что эта дань моде вызывает увечья у детей, и смело обвинял корсет в убийстве человеческого рода.
Удивительно, почему после таких слов Наполеона женщины продолжали истязать себя?
Иногда даже проводилась своеобразная просветительская работа с женским полом. Жорж Кювье, французский естествовед, очень доходчиво объяснил молодой девушке о последствиях ношения корсета. Прогуливаясь с ней по саду, они залюбовались цветком. Кювье сказал девушке, что завтра этот цветок напомнит ему её. Девушка не очень поняла намёк. На следующий день они вновь подошли к цветку. Но цветок больше не привлекал взор: он потерял форму и естественный цвет. Девушка не могла понять, как могло такое произойти всего лишь за одну ночь. Жорж Кювье показал ей нитку, которой он вчера перевязал стебель прекрасному цветку и объяснил спутнице, что тоже самое произойдет с ней, благодаря ношению корсета и убедил её отказаться от ношения корсета.
Современная мода опять возвращает на подиумы и экраны телевизоров опасный предмет одежды. Модницы, желающие носить корсет, должны понимать — он не должен ухудшать их здоровье.