Риэлтор — умирающая профессия?
Довольно часто в последнее время приходится слушать слезные (со стороны представителей этой профессии) и радостные (со стороны ненавистников этой профессии) рассуждения о том, что, мол, профессии такой скоро не будет. Что она умрет за отсутствием надобности при наличии в интернете достаточного количества информации, а также в связи с наступлением банков, которые активно выдают ипотечные кредиты, и уже помогают с проверкой и оформлением квартир, а также нотариусов.
Все верно. Действительно передовые технологии активно развиваются и существует вероятность, что искусственный интеллект в скором времени будет делать довольно большую часть того, что сейчас делают люди.
Но все ли он сможет делать? Какие блоки риэлторской услуги все же останутся неизменными на рынке, а какие перейдут к электронным сервисам?
Предвижу, что ряд читателей, прочитав только заголовок, сразу возмутятся: мол, такой профессии — Риэлтор — вообще нет. Все верно. Риэлтор — это товарный знак, а не профессия. Профессия, о которой мы говорим, называется Специалист по операциям с недвижимостью (агент, эксперт, брокер — зависит от квалификации). Поэтому давайте на этом формальном вопросе вообще не будем фокусироваться, а посмотрим на суть.
В русском языке есть понятие историзмов. Это слова, которые исчезли из языка в связи с исчезновением самих явлений, в том числе профессий, которые они обозначали. Например, извозчики. Или городовые. Таких профессий сейчас нет. Но мы-то понимаем, что функции этих профессий остались, только довольно сильно видоизменились. Вместо извозчиков сейчас таксисты, которые осуществляют функцию перевозки, только не на живых конях, а на железных. Вместо городовых — полицейские. Новая форма (и в смысле «обмундирование и экипировка», и в смысле «организация»), но функция осталась.
Коробейники — люди, торгующие с лотков на улицах, — переместились в интернет и теперь адресно доставляют еду с помощью «камикадзе на велосипедах» в рюкзачках Яндекс Еды.
Все дело в том, что потребности в услугах у людей как были, так и остались. Только форма удовлетворения этих потребностей сильно изменилась.
Будучи ветераном рынка недвижимости я прекрасно помню как менялись условия работы. Газеты с объявлениями, отсутствие электронной почты и мобильного телефона, рукописные выписки из домовых книг и даже вроде бы современное уже явление — пейджеры — все это в прошлом. Теперь все работает совершенно по-другому. Но суть услуги это не отменяет.
Если не брать пошаговый алгоритм действий профессионального риэлтора высокой квалификации, состоящий из сотен мелких операций, то обобщенно можно описать следующие функции при совершении сделок:
— Юридическая (знание законодательства)
— Технологическая (знание технологии проведения сделок любой сложности)
— Маркетинговая (знание рынка, рекламные кампании)
— Психологическая (ведение переговоров с другими участниками рынка, моральная поддержка своего клиента)
Каждый из этих разделов — это отдельная наука. Изучить их все довольно сложно. Поэтому часто это бывает либо в «одном флаконе», что мне лично представляется довольно проблематичным — очень уж долго учиться нужно, либо это командная работа, которая организована группой специалистов.
Что же может прийти на рынок такое, чтобы эти функции исчезли? Ничего! Все это как было необходимо, так и останется, только будет несколько видоизменено.
Юридически мало что поменялось, вернее изменения в законодательстве есть, но все это можно найти в интернете. Однако, здесь важнее не наличие самой информации, а умение с ней работать. Юридические проверки? Это вообще функция юриста, а не риэлтора. Можно проверить через интернет или банк? Нет проблем! Только нужно понимать кто именно и что именно там проверяет. Так что нельзя сказать, что у риэлтора заберут эту работу, потому что эта функция изначально не его.
Технологически оформление и регистрацию права собственности теперь можно делать через МФЦ или электронно. Это так. Но это лишь одна из нескольких десятков операций, которые проводит риэлтор. Честно говоря, это никогда и не было риэлторской функцией — этим обычно занимались так называемые «регистраторы». Пожалуй, развитие технологий облегчает работу риэлтора, но не заменяет ее полностью.
Знание рынка? Поиск квартиры? Реклама объекта? Это маркетинговая часть. Как я уже говорил, это целая наука, которая при современном уровне развития интернета не облегчает, а усложняет работу, потому что все развивается так быстро и информации так много, что человек, которые не совсем в теме, просто не сможет полноценно сделать все, что нужно для быстрой и выгодной продажи. Даже большинство низко квалифицированных риэлторов не вполне владеют этими инструментами в достаточной степени.
Коммуникации — это вообще отдельная тема. Тут уж точно сложно говорить о том, что кто-то заменит хорошего переговорщика, владеющего предыдущими тремя (юридическим, технологическим, маркетинговым) блоками.
Ни банк, ни портал этого сделать точно не смогут. А ведь для того, чтобы что-то оформить, нужно до этого процесса оформления еще дойти, и дойти с уверенностью, что ты не в проигрыше от данной операции.
Одним словом, рынок развивается, технологии меняются, услуги корректируются, но саму суть услуги никак не уничтожить. Другое дело, что всегда будут люди, которые не пользуются данной услугой, но и всегда будут люди, которые будут пользоватьсяя данной услугой.
Так что профессия риэлтора не умрет, но изменится. Это точно.
До встречи!