Вьетнам остро нуждается в капитале для развития инфраструктуры страны, правительство ожидает, что частные инвесторы, особенно иностранные, примут участие в этом, поскольку государственный бюджет не может покрыть инвестиционные расходы. Руководитель отдела инфраструктуры и проектного финансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе Fitch Ratings Саджал Кишоре в беседе с журналистом Việt Nam News рассказал о перспективах страны в привлечении иностранного финансирования в этот сектор.
По его словам, доля расходов на инфраструктуру в стране в процентах от ВВП является одной из самых высоких в АСЕАН, и, вероятно, она останется высокой в долгосрочной перспективе. «Мы отмечаем, что правительство стремится либерализовать различные отрасли, а также разработать систему государственно-частного партнерства для стимулирования инвестиций в инфраструктуру страны. Это поспособствовало сильному росту расходов на инфраструктуру, но этот рост по-прежнему во многом зависит от государственного финансирования или поддержки», — сказал он, отметив, что у правительства нет финансовых возможностей для самостоятельного удовлетворения потребностей в финансировании крупных инфраструктурных проектов.
Отвечая на вопрос об источниках финансирования, г-н Кишоре сказал, что зачастую госпредприятия полагаются на государственное финансирование или помощь инвестагентств. Высокая зависимость от государственного финансирования, в том числе от государственных банков, по его словам, часто принимает форму прямого финансирования проектов и прямых гарантий для государственных предприятий и крупных инфраструктурных проектов.
«Эти источники финансирования, однако, ограничены. Инфраструктурные проекты получают выгоду от доступа к долгосрочному капиталу, для которого проектам необходим доступ к рынкам капитала. Долгосрочные кредитные возможности банков обычно ограничены (около пяти лет). Хотя банки действительно играют важную роль на этапе строительства, после того, как проект будет запущен и, следовательно, не будет подвергаться риску, долгосрочное рефинансирование через рынки капитала станет более естественным выбором для финансирования. Для удовлетворения спроса на капитал на развитие инфраструктуры стране необходимо будет задействовать внутренние и международные рынки и привлечь прямые иностранные инвестиции. Правительство все чаще стремится к конфискации и отчуждению в качестве средства решения проблем, связанных с финансированием инфраструктуры. Частное финансирование через схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) является еще одним каналом, который поощряется для развития инфраструктуры в Вьетнаме», — добавил г-н Кишоре.
Эксперт заметил, что все отрасли транспорта, а именно аэропорты, морские порты, платные и железные дороги, привлекательны для иностранных инвесторов. «Спрос на транспортные активы выигрывает от сильного роста ВВП из-за быстро растущего среднего класса, увеличивающейся урбанизации и улучшения связей во Вьетнаме, причем ожидаемые темпы роста в будущем будут опережать рост ВВП. Инвестиции в автомобильные и железнодорожные сети будут иметь ключевое значение для стимулирования инвестиций в инфраструктуру в других секторах Вьетнама. Спрос на эти активы отражает высокие объемы перевозок и грузоперевозок, поддерживаемые сильным и устойчивым экономическим ростом, а также расширяющимися связями и улучшением логистики», — указывает г-н Кишоре. К тому же, все больше людей могут себе позволить путешествовать.
При этом специалист Fitch отмечает, что постоянное улучшение нормативно-правовой базы, структуры инвестиций и рынка капитала, которая обеспечивает видимость и стабильность в долгосрочной перспективе, поможет привлечь приток иностранных инвестиций в инфраструктуру. «Разработка приемлемой для инвестиций и проектируемой очереди проектов ГЧП также будет способствовать более активному росту притока иностранной инфраструктуры. Вьетнам успешно разработал структуру ГЧП для привлечения частного капитала в инфраструктуру, хотя темпы таких притоков остаются недостаточными для покрытия дефицита финансирования, а также ограничены несколькими секторами, такими как электроэнергетическая инфраструктура», — добавил он.