Государственные займы представляют собой одну из разновидностей кредита. Особенностью данной разновидности является то, что в роли заемщика выступает государство. На основании действующего договора заемщик направляет средства, взятые у заимодавца, на проведение каких-либо мероприятий или государственных расходов. При этом формируется государственный долг.
Разновидности государственных займов
Государственный заем предполагает участие как юридических, так и физических лиц. Помимо этого, в роли кредитора могут быть иностранные вкладчики и государства.
В зависимости от применяемой денежной единицы и субъектов кредитования, государственные займы принято делить на несколько видов:
- Внешние займы предполагают применение любой валюты, за исключением национальной денежной единицы. При этом кредитором являются различные международные финансовые организации, страны, юридические лица и рядовые граждане. Государство гарантирует возврат суммы долга в валютном эквиваленте.
- Внутренние целевые кредиты и займы рассчитывают во внутренней валюте. Соответственно, и для погашения задолженности применяют государственные валютные средства.
В рамках внутренних кредитных отношений существуют муниципальные займы. Схема привлечения муниципальных заемных средств предполагает привлечение при необходимости займов в любом денежном выражении. Финансирование одного муниципального субъекта осуществляет другой субъект государства.
Применяется и другая форма классификации государственных займов:
- кредиты;
- сберегательные дела на основе формы процедуры.
Сберегательная форма имеет в своей основе направление денежной суммы в государственный бюджет. Распределением средств занимаются специальные коммерческие структуры. Это сберегательные банки, чьи активы государство и применяет в качестве основной заемной массы. Данные финансовые структуры правомочны участвовать в кредитовании государственного бюджета путем покупки различных ценных бумаг.
Особенности госзаймов с применением ценных бумаг
Основой системы кредитования государства является структура государственных займов. В зависимости от правовой формы, их подразделяют на несколько видов:
- Возможно их обеспечение выпуском специальных ценных бумаг.
- Иная практика основана на договоренности властей и правительственных госучреждений.
Выпуск ценных бумаг предоставляет пути заимствования финансов на специализированных рынках. При этом государство предлагает облигации или векселя, чтобы путем их реализации привлечь необходимые средства.
Практикуется договор займа для привлечения иностранных кредиторов, в роли которых выступают либо власти какой-либо страны, либо международные организации. По конечному распределению заемные средства принято подразделять на внешние и внутренние, но в данной классификации за основу принят сам принцип их размещения.
Структура государственных заимствованных средств в числе прочих вариантов включает и привлечение дополнительных финансов путем эмиссии. Процедура может иметь как местный, так и национальный масштаб. В первом случае выпуски инициируют местные организации для дополнительных финансовых вливаний в местные учреждения. Займы национального масштаба организует правительство страны для пополнения госбюджета.
Иные виды госзаймов
В основе схемы распределения займов государственного уровня лежит метод применения ценных бумаг:
- Рыночный метод привлечения финансов имеет обеспечение в виде облигаций, которые на законном основании можно приобретать, реализовать или перепродавать.
- Возможен и другой тип заимствования средств, при котором держатель ценных бумаг не имеет возможности их реализации, а, соответственно, и перепродажи государственной задолженности.
Подразделение соглашения государственных займов основано на залоговых обязательствах и условиях их обеспечения.
Залоговое привлечение средств имеет в своей основе ожидаемую прибыль либо некое имущество страны. При расчетах за основу принимают текущую экономическую ситуацию в стране и основную финансовую систему.
Государственные займы, не имеющие залогового обеспечения, практикуются в отношении тех стран, чья стабильная экономика не оставляет сомнений в их способности выплатить задолженность.
Погашение задолженности государства возможно в разные отрезки времени. Выделяют займы на такие сроки:
- займы на срок до 12 календарных месяцев;
- обязательства со средним периодом погашения (до 5 лет);
- долгосрочные обязательства, не имеющие точных границ периода окончательного расчета.
Зависимость государственных займов от особенностей выплат
При анализе структуры привлечения государством различных кредитных средств не следует забывать о различных схемах погашения задолженностей. На основе характера выплат по обязательствам можно выделить три типа займов:
- дисконтные;
- выигрышные;
- с фиксированной (или плавающей) процентной ставкой.
Схема дисконтного кредитования предполагает приобретение кредитором ценных бумаг по цене ниже, чем номинальные выплаты. При этом прибыль держателя дисконтных бумаг составляет разницу между стоимостью покупки и размером конечной выплаты. Схема не предполагает применение купонов. Из-за этого в ней участвуют бумаги с нулевым купоном.
Важно! При выигрышном заимствовании на прибыль может рассчитывать только обладатель бумаги с выигрышной серией по итогам прошедшего тиража.
Схема, основанная на обязательных процентах, требует обозначения в договоре определенной процентной выплаты в качестве дохода кредитора по соглашению. Важно знать, что размер ставки может быть фиксированным или основанным на актуальном рыночном предложении.
На размер плавающей ставки влияет спрос и предложение на данную услугу на финансовом рынке. Для выплат применяют купоны, а сроки получения прибыли оговаривают в индивидуальном порядке.
Процесс выплаты по государственным обязательствам возможен единовременно или по частям.
На практике используют несколько экономических схем распределенного погашения государственного займа:
- Выплата в течение определенного временного периода с равными промежутками и в одинаковых долях.
- Погашение по возрастающей схеме, когда с течением срока использования привлеченных финансов выплаты по ним увеличиваются.
- Погашение по убывающей, когда с течением времени размер денежных выплат уменьшается.
Схемы с изменяющимися суммами возмещения востребованы в ситуациях планового роста или уменьшения прибыли в национальной экономике. Сроки погашения могут занимать долгий срок, если это оговорено в условиях кредитования.
Политика применения государственного заимствования финансов создает благоприятные условия для продвижения различных национальных проектов или пополнения госбюджета.
Принципы формирования госзаймов
Применение гибких экономических схем привлечения и погашения займов дает возможность максимально учесть интересы всех потенциальных инвесторов.
При этом в форме различных займов государства как у населения, так и у внешних кредиторов грамотно учитываются интересы национальной экономики.
Процедура привлечения инвестиций и их дальнейшего распределения, как и последующее погашение возникшей у государства задолженности, требует четкого контроля. При этом учитывают множество экономических факторов:
- минимальную ставку кредитования;
- предельную устойчивость ценных государственных бумаг.
К основополагающим условиям привлечения инвестиций относят:
- наличие потенциальных кредиторов, имеющих свободные финансы;
- экономическую заинтересованность вкладчиков;
- стабильную государственную экономику;
- своевременное погашение обязательств по займам.
Для погашения обязательств перед инвесторами возможно:
- вложение средств в доходные проекты;
- привлечение налоговых сборов в бюджет;
- снижение расходов;
- рефинансирование либо поиск иных источников кредитования.
Безусловно, лучшим способом привлечь дополнительные инвестиции в государственный бюджет является стабильная ситуация в экономике или ее активное развитие.
Применение заемных средств
Основной целью привлечения дополнительных денежных средств является повышение эффективности распределения финансов между отраслями государственной экономики.
Важно знать цели, на которые государство в первую очередь использует государственные займы:
- погашение бюджетного дефицита в части, не зависящей от инфляционных процессов;
- стабилизация экономики страны и финансовой системы;
- привлечение свободных инвестиций для развития государственной экономики.
Помимо этого, важно отметить и контролирующую роль государственных займов в сфере распределения и перераспределения финансов, а также их целевого применения.
Важно! На практике, распределение денежных средств напрямую связано с состоянием экономики государства и уровнем благосостояния страны.
Успех программ государственного заимствования средств также зависит от состояния экономики. Инвесторы заинтересованы в получении стабильной прибыли на выгодных для них условиях. В основе успеха программы привлечения заемных средств государством лежит наличие у потенциальных кредиторов свободных финансов и экономическая выгода от участия в проекте.
Специалисты отмечают, что государственные инвестиции вызывают больше доверия, чем участие в частных программах. При этом государство имеет возможность дать весомые гарантии выплаты по своим обязательствам.
Контроль государственной задолженности
Для управления и контроля расходования привлеченных инвестиций действует комплексная система мер. В рамках этой сложной системы важно выделить:
- отчисления по кредитам;
- погашение внутренних и внешних обязательств;
- гарантийное обеспечение;
- корректировка условий инвестирования;
- подготовка новых проектов привлечения денежных потоков в бюджет.
Конечная экономическая эффективность любого проекта, связанного с привлечением заемных средств, требует постоянного и грамотного анализа экономической ситуации и способности спланировать перспективы ее развития.
В процессе анализа разделяют относительные и абсолютные экономические показатели. При этом на основе абсолютных данных выполняют расчет применения и погашения займов. Учет относительных показателей влияет на административный контроль задолженности и некоторые действия, связанные с оценкой госбюджета и показателем ВВП.
Для систематизации внешнего государственного долга необходим тщательный анализ соотношения экспорта и долговых обязательств страны.
Процедура погашения займов
Ответственность за выплаты по государственным обязательствам возложена на Банк России и его подразделения. Регулярность предполагает разные схемы, и возможна ежеквартальная выплата.
В моменты нестабильности государство задействует особые меры для управления своей задолженностью. В их перечень входят:
- обмен государственных облигаций;
- унификация;
- применение системы рефинансирования;
- конверсия либо консолидация.
Формы государственных займов
В системе государственных займов различают:
- межбанковские ссуды;
- гарантированные займы;
- казначейские ссуды;
- банковские вклады;
- займы государственного ссудного фонда.
Облигации государственного займа являются выгодным приобретением для частных инвесторов. Сама облигация является гарантией погашения задолженности, а ее обладатель получает прибыль в виде денежного вознаграждения.
Единственный неприятный факт при обладании облигациями таится в том, что при дефолте владелец не может рассчитывать на оперативную выплату. Используют облигации с коротким, средним и долгосрочным погашением обязательств.
Приобретая конверсионные облигации, следует понимать, что выплата вознаграждения по ним происходит один раз по истечении года.
В перечень источников, привлеченных государством для выплаты задолженности, входят:
- прибыль от различных инвестиционных проектов;
- налоги и сборы;
- снижение расходов на содержание чиновников;
- применение рефинансирования;
- эмиссия.
Для вычисления экономической эффективности от размещения и применения инвестиций любого уровня используют экспертную оценку состояния бюджета страны.
В стабильной экономической ситуации привлечение дополнительных средств путем системы государственных займов позволяет создать все условия для дальнейшего развития экономики.
Стабильность государственной экономики является одним из важных условий повышения привлекательности займов для активных и крупных инвесторов. Отдельно надо отметить, что в условиях гиперинфляции возможен выпуск государственных займов в товарной форме. Однако, такая практика применяется крайне редко.
Положительный имидж правительства служит дополнительным фактором, увеличивающим активное участие населения в государственных инвестициях. В противном случае, местом получения займа может стать и фондовая биржа.