Систему легкорельсового транспорта в столице изначально нужно было реализовывать через механизмы государственно-частного партнерства, считают эксперты, опрошенные «Хабар 24». Более того, многие из них призывают всерьез задуматься о целесообразности последующего завершения спорного проекта.
Ранее на расширенном заседании правительства президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подверг проект ЛРТ критике. Проект по строительству системы легкорельсового транспорта в столице уже прозвали многострадальным: реализовать его не могут на протяжении 8 лет. Всё это время не утихают споры о его дороговизне и целесообразности. На расширенном заседании правительства Токаев призвал к ответу разработчиков и потребовал поставить точку в этом вопросе.
«Наглядно о проблемах качественного планирования свидетельствует проект ЛРТ в Нур-Султане. Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения вида транспорта предложен дорогостоящий вид транспорта. Мнения специалистов архитектурного сообщества, как я понимаю, не были учтены. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на правительство», — заявил Токаев.
Деньги на строительство легкорельсового транспорта предоставил Банк развития Китая. Заём превысил $1,5 млрд сроком на 20 лет под 2,5%. Специалисты считают, что проект изначально нужно было реализовывать с помощью механизма государственно-частного партнерства, а не обременять государственный бюджет.
Консультат в области ГЧП Арман Тлеубаев считает, что такие крупные проекты лучше всего реализовывать через механизмы ГЧП. «Этот механизм как раз позволит разделить риски государства и бизнеса, который будет привлекаться для реализации этого проекта, который, в свою очередь, будет внимательно рассматривать под лупой все критерии, все требования по целесообразности, обоснованности, стоимости проекта, источника привлечения займа и т.д. Проект «Астана LRT», может быть, имеет смысл свернуть, как один из вариантов», — добавил он.
Построить одно, говорят эксперты, а вот запустить и предусмотреть все последующие издержки на стадии эксплуатации – другое дело. Столица нуждается в решении транспортной проблемы. Но в главном городе страны, отмечают специалисты, такого пассажиропотока нет. Достаточно и запуска электробусов. Тем временем в Алматы уже несколько лет планируют построить почти аналогичный проект, но для этого привлекли специализированных технических консультантов. Они-то и должны просчитать все риски и затраты.
«По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. В настоящее время по схожему маршруту – от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тысячи. Как вы собираетесь увеличивать пассажиропоток в 70 раз?», — сказаз Токаев.
Тем временем о целесообразности проекта на своих страницах в соцсетях высказываются представители крупнейших строительных компаний Казахстана. Они откровенно признаются, что и раньше были против финансирования ЛРТ. По их подсчетам, большие затраты еще впереди. В акимате комментарий по проблемной стройке нам получить не удалось. Не смогли рассказать о возможном решении вопроса и в компании «Астана LRT». Похоже, что к ранее озвученным Алтаем Кульгиновым четырём главным проблемам столицы добавилась ещё одна.