Поправки в жилищное законодательство дополняют сложившуюся систему переселения из пришедшего в негодность жилья, объясняют в Минстрое
В региональных программах по переселению из аварийного жилья скоро могут появиться новые опции, например, возможность получать ипотечные кредиты на льготных условиях. О проекте правительственных поправок в Жилищный кодекс и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» дискутировали на парламентских слушаниях в Госдуме 7 ноября. Некоторые положения документа, в том числе о маневренном фонде, законодателей не устраивают.
Базовые гарантии только расширят
Программа расселения аварийного жилья, действовавшая в России до 2018 года, выполнена на 99 процентов, отчиталась замглавы Минстроя РФ Татьяна Костарева.
«Более 16,5 миллиона квадратных метров жилья расселено, в которых проживало более миллиона наших граждан», — сказала Костарева. Речь идёт о программе расселения аварийного жилья в период с 2008 по 2018 год. В 2014-2018 годах на неё израсходовали 423 миллиарда рублей, из которых более 90 процентов — бюджетные средства.
По старой программе пока не расселены 88,2 тысячи «квадратов» аварийного жилья в восьми регионах — в таком жилье проживает более шести тысяч человек.
Теперь по национальному проекту «Жильё и городская среда» предстоит расселить 9,5 миллиона квадратных метров, на которых проживает 530 тысяч россиян. Если раньше федеральный и региональные бюджеты делили расходы почти поровну, то теперь основная нагрузка ляжет на Центр.
Говоря о законопроекте кабмина, Татьяна Костарева сделала акцент на том, что сохранены подходы, которые уже реализуются в последние годы. Остаются и все базовые гарантии для граждан.
«Нашей задачей было только предложить механизмы дополнительных гарантий для тех граждан, которые на сегодняшний день проживают в аварийных многоквартирных домах. Так, в Жилищном кодексе очень чётко фиксируются компетенции органов власти различных уровней по вопросам переселения граждан из аварийных домов. Кроме того, мы предлагаем предусмотреть, чтобы в расчёте выкупной цены обязательно учитывался размер участка, на котором находится дом», — продолжила замглавы Минстроя.
Кабмин будет определять специфику выкупной стоимости для тех домов, которые признаны аварийными. Ещё одна новелла состоит в строго целевом назначении земельных участков, которые освобождаются после сноса.
«В части строительства это должны быть объекты социальной направленности — жильё с участием средств бюджета, общественные пространства. Это предложение направлено на то, чтобы исключить какую-либо мотивацию признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного участка», — пояснила чиновница.
Также в Минстрое хотят уточнить критерии, по которым здания будут относить к аварийному жилью. По словам Костаревой, проект такого постановления в высокой степени готовности и его рассматривают в Правительстве.
Что касается предложений о капитальном ремонте домов, то никаких изменений в его схемах, которые бы приводили к увеличению платы со стороны граждан, в документе нет, заверила Костарева.
«Предусматриваются только более гибкие возможности для регионов выделять дома, соответствующие определённым критериям, в отдельные подпрограммы, чтобы в их рамках ремонтировать конструктивные элементы. Это дополнительная опция», — добавила она.
Регионам предоставят право устанавливать в своих нормативных актах дополнительные гарантии для собственников жилья, у которых нет иного помещения для проживания. «Это может быть компенсация ставки по ипотечному кредиту и иные субсидии», — отметила замминистра.
Маневренный фонд — на крайний случай
Необходимо чётко прописать все соответствующие подпрограммы в самой законодательной инициативе, а не в подзаконных актах, считает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она обратила внимание на позицию о том, что можно переселять жителей в маневренный фонд.
«Изначально был срок три года, потом он сократился, с учётом наших возражений, до двух лет. Но если проживание в аварийном доме не обусловлено угрозой безопасности здоровью или жизни граждан, то такие операции не предоставляются. Условия должны быть прописаны», — настаивает депутат.
Ограничить случаи переселения граждан в маневренный фонд призвала и зампред думского Комитета по контролю и Регламенту Наталья Костенко.
«Во-первых, такого фонда практически нет в регионах. Во-вторых, в его составе жилые помещения предоставляются исходя из нормы — шесть квадратных метров на человека, то есть в рамках программы по улучшению жилищных условий граждан мы априори ухудшаем условия жизни граждан. И в-третьих, совершенно неоправданно расселять людей в маневренный фонд на два года, тем более что мы не понимаем, где они окажутся по истечении этого срока», — полагают в Минстрое.
Остаётся открытым и вопрос, что будет с гражданами, которые не найдут на рынке жилья, равноценного той площади, которую они имеют и у которых нет необходимого дохода, чтобы взять ипотеку.
«Это всё усугубляется тем, что нормативная стоимость квадратного метра, которую устанавливает Минстрой при расселении «аварийки», сегодня чрезвычайно низкая», — заявила парламентарий. Она привела пример Краснодарского края, где установлена норма 47 тысяч рублей за квадратный метр, притом что стоимость квадратного метра в Сочи — 105 тысяч рублей, а в Славянском районе — 49 тысяч.
Отложенную проблему создаёт и оставленная в законопроекте возможность расселения жильцов аварийных домов в дома блокированной застройки.
«Согласно инструкции Минстроя, такие дома не включаются сейчас в программу расселения. Это значит, что через некоторое время граждане, которые жили в аварийных домах, снова окажутся там же», — предупредила Костенко.
Стоит ли делать капремонт в предаварийных домах?
По мнению заместителя гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олега Рурина, необходимо создать подпрограммы для ремонта жилья с высокой степенью износа в рамках региональных программ капремонта.
«Зачастую по таким домам проведение комплексного капитального ремонта экономически нецелесообразно, и граждане выражают протест против того, чтобы в дома, которые находятся в предаварийном состоянии, вкладывались большие средства и тем самым на совершенно неопределённый срок оттягивали потенциальную возможность признания их аварийными», — сказал Рурин.
В том, что надо проводить капитальный ремонт жилья, которое вот-вот признают непригодным для проживания, сомневается заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая.
«Стоит ли вкладывать средства в то, чтобы укреплять железными балками дома, непригодные к проживанию? Ведь это неэффективная трата средств», — констатировала законодатель. Она убеждена в том, что вместо этого надо строить долговечное и комфортное жильё.
Проблему аварийного жилья почему-то принято рассматривать в отрыве от всех других обязательств государства, недоумевает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.
«Давайте посмотрим, кому и как мы должны оказывать помощь, чтобы люди ждали её хотя бы пять лет, но не больше! Сейчас средний срок предоставления жилья — 20 лет», — сетует она.
По словам Косаревой, сейчас в статье 32 Жилищного кодекса (обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) смешаны положения, которые следует разнести.
«Одно дело — изъятие квартиры для строительства дороги. Другая история — аварийный дом, никакого отношения к процедуре изъятия эта тема не имеет. Из 32-й статьи надо вынуть всю эту историю, сделать для неё собственные правовые основания и вписать их в нормальный контекст жилищно-социальных обязательств государства», — предложила эксперт.
О том, что в России пора создавать постоянно действующую систему переселения граждан из аварийных домов, высказался первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Аркадий Чернецкий.
«Уже сейчас необходимо чётко понимать, какие будут перспективы после того, как в 2024 году завершится национальный проект и в 2026 году прекратит деятельность Фонд содействия реформированию ЖКХ», — считает Чернецкий.