1 июля 2019 года на подводной лодке «Лошарик», находившейся в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в результате отравления продуктами горения, в том числе 7 капитанов 1-го ранга, 3 капитанов 2-го ранга, 2 капитанов 3-го ранга, капитан-лейтенанта и подполковника медицинской службы.
Атомная глубоководная станция АС-12, которая известна также как «Лошарик» — это сверхсекретная российская атомная подводная лодка способная по некоторым данным, погружаться на глубину до 6000 метров. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он подчиняется не его командованию, а непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ.
Официальное назначение «Лошарика» — исследование дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, однако эксперты Пентагона считают, что он ни что иное, как диверсионный аппарат для установки устройств, предназначенных для разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь кабелей связи.
В случае глобального конфликта АС-12 может серьёзно подорвать работу интернета, уничтожив магистральные кабели связи между материками. Более фантастичными выглядят утверждения, что АС-12 может быть модернизирована в «субмарину на колёсах», способную передвигаться по морскому дну, и будучи практически не обнаруживаемым акустическими и магнитометрическими средствами, незаметно подбираться к охраняемым объектам и осуществлять внезапное нападение.
Строительство подводной лодки велось с перерывами с 1988 года, и затянулось на 15 лет. Только 13 августа 2003 года она была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш». В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2500—3000 метров.
Рекордная глубина погружения АС-12 обеспечивается ее конструкцией, в которой применен принцип батисферы — прочный корпус подлодки собран из нескольких шарообразных отсеков изготовленных из высокопрочного титанового сплава (отсюда и ее название «Лошарик» — лошадка из шариков, персонаж мультфильма). Благодаря такому конструктивному решению он способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Прочный корпус спрятан во внешнем легком корпусе имеющем «классическую» форму.
Читайте также Атомные многоцелевые подлодки проекта 971 «Щука-Б»
В качестве силовой установки используется малогабаритный атомный реактор. Мощность на валу – около 15 тыс. л.с., а подводная скорость – до 30 узлов. Автономность лодки вероятно достигает нескольких месяцев, при экипаже в 25 человек (все офицеры). Подводное водоизмещение — около 2 тыс. т, длина — около 60 метров.
Считается, что штатного вооружения лодка не имеет. В качестве носителя «Лошарика» называются атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург», а также К-329 «Белгород».
По мнению военных обозревателей, «Лошарик» — вероятно самая неуязвимая и бесшумная подлодка российского флота. На определённой глубине и скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустических систем потенциального противника, что позволяет ей беспрепятственно решать сложные задачи во всей акватории мирового океана.
Как сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу, возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников, произошло в аккумуляторном отсеке, при этом ядерная энергетическая установка не пострадала. В настоящее время лодка доставлена на базу и будет отремонтирована.
/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/