Совладелец «Русской холдинговой компании» и инициатор проекта частной автомагистрали «Меридиан» Александр Рязанов рассказал, что инвесторы проекта нашли способ сократить ее стоимость на 122 млрд рублей до 472 млрд рублей, пишет РБК.
Проект «Меридиан», включенный в комплексный план развития магистральной инфраструктуры на 6,35 трлн рублей в конце 2018 года с условием, что он не потребует бюджетных средств, предусматривает строительство по европейским стандартам четырехполосной скоростной дороги от границы с Белоруссией до границы с Казахстаном в Оренбургской области. Проезд по дороге будет платным.
По словам Рязанова, изначально этот проект предусматривал реализацию трех основных участков дороги. «Первый — это 430 км от границы с Казахстаном в Оренбургской области в пункте Сагарчин до Самарской области. Второй этап проходит по Самарской, Саратовской, Тамбовской областях до дороги М4 Москва — Дон, продолжительность участка — примерно 1100 км. Третий этап — это участок от трассы М4 до границы с Белоруссией», — пояснил он. Общая протяженность магистрали планировалась в 1982 км, а стоимость — 594 млрд рублей.
«Логично проект строить сразу целиком, тогда эффект от реализации проекта больше. Но с учетом финансирования мы разбили его на три составляющие», — добавил Рязанов. Инициаторы проекта рассматривают возможность отказаться от строительства первого участка дороги (потребовал бы 122 млрд рублей), за счет этого сократится не только маршрут трассы, но и затраты на его реализацию, а также время строительства.
Сейчас основным переходом на границе с Казахстаном для грузового транспорта считается пункт Сагарчин в Оренбургской области, но через пограничный пункт Маштаково, расположенный на границе Самарской и Саратовской областей, уже проходит сопоставимый поток машин, пояснил Рязанов. Организация проезда через Маштаково «позволяет не строить первые 430 км и сразу приступить к строительству второго этапа от Самарской области до трассы М4 и дальше до Белоруссии, поэтому сейчас разумнее было бы начать строительство со второго этапа», признал он.
На реализацию проекта уже потрачено 2,5 млрд рублей. «В основном это выкуп земли, геологические исследования, согласование и получение технических условий от собственников коммуникаций, проектирование и так далее», — говорит Рязанов. На строительство уйдет 4-5 лет, срок окупаемости — 10 лет после ввода в эксплуатацию. Такие сроки окупаемости потребуют кредитных средств по ставке инфляция плюс 3%, то есть примерно 7,5–7,6%. «Для нас важный вопрос сейчас — где найти такие относительно дешевые деньги», — подчеркивает Рязанов.
По его словам, варианты финансирования «Меридиана» обсуждались на совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с участием вице-премьера Максима Акимова, представителей Минтранса и потенциальных инвесторов проекта — госкорпорации ВЭБ.РФ и УК «Лидер». «Лидер» среди условий вхождения в проект называет госгарантию сохранения трафика автомобилей на новой трассе, несмотря на политическую обстановку, и отсутствие других альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить поток на срок окупаемости проекта, утверждает Рязанов. «Мы совместно с инициатором анализируем возможности по его структурированию и привлечению финансирования, также общаемся с внешними экспертами и коммерческими банками», — сказал РБК представитель ВЭБ.РФ.
По итогам совещания у Силуанова всем участникам была дана совместная рекомендация проработать варианты финансирования проекта, в том числе в консорциуме с разными инвесторами, сказал Рязанов. Решение по строительству «Меридиана» должно быть принято до конца 2019 года, предупреждает Рязанов: «Иначе мы просто не успеем построить дорогу к 2024 году».