Убийства немощных стариков, больных или смертельно раненых людей являлись характерными обычаями для многих народов мира. Однако далеко не у всех из них могли «похвастаться» настоящими «специалистами» в этой области. Между тем на итальянском острове Сардиния такие «мастера эвтаназии» существовали.
Аккабадорами на Сардинии называли женщин, которые за небольшую плату умерщвляли своих соплеменников. Примечательно, что, несмотря на столь мрачное ремесло, аккабадоры вовсе не были социальными изгоями.
По мнению ученых, обычай убийства стариков и немощных людей существовал повсеместно. Он является характерным для идеологии одной из стадий развития примитивного общества в целом и объясняется своеобразным отношением к пожилым, больным или раненым в прошлом. Дело в том, что все вышеперечисленные были обузой для племени или общности: они не могли работать, охотиться, воевать, кочевать, а потому, по представлениям предков, даром ели свой хлеб, тем самым обделяя пайкой других. Однако для того, чтобы умерщвление таких людей не воспринималось как обычная жестокость, убиваемый старик или больной выставлялся самоотверженным героем. Кроме того, убитый таким образом человек получал лучшую участь в загробном мире, потому как умирал не постыдной естественной смертью, а благородной насильственной.
Аналогичные нравы бытовали и на итальянском острове Сардиния. Смерть мужчины на Сардинии считалась либо символом доблести, если человек уходил в мир иной легко и быстро, либо символом позора, если человек умирал слишком долго и мучительно. «Зажившихся» стариков, больных и раненых сарды сбрасывали в пропасть. Интересно, что сами жертвы и их родственники во время ритуала смеялись. Громкий и показной ритуальный смех сопровождал переход из небытия в новую жизнь, трансформировал смерть в новое рождение. Есть версия, что выражение «сардонический смех» появилось именно благодаря этому обычаю. Предположительно, впоследствии сбрасывать людей со скал жители острова перестали: для этих целей у них появились специально обученные «палачи» — аккабадоры.
Сам термин «accabadora» произошёл от испанского глагола «acabar» — «прекращать», «приканчивать». Среди сардов бытовало ещё одно название этой «профессии» «mastra’ molte», что в переводе означает «мастерица смерти». К услугам «mastra’ molte» прибегали только в тех случаях, когда дело касалось исключительно обреченных «пациентов». Аккабадор приглашали в дом родственники тяжелобольного, и «мастерицы смерти» помогали ему перейти в мир иной и положить конец ужасным страданиям умирающего. При этом процесс «эвтаназии» называли освобождением, а самого покойника освобождённым.
Согласно этнографическим данным, собранным Оксаной Фаис-Леутской, которая не раз бывала на Сардинии, аккабадорами обычно становились женщины средних лет, крепкого телосложения. Они исполняли свои действия в одиночку и лишь изредка группами. Впрочем, помощники аккабадорам были ни к чему. Обладая необходимой физической силой и достаточными знаниями анатомии, они убивали своих «клиентов» действительно профессионально. Как правило, аккабадоры душили своих «клиентов» подушкой, которую «мастерицы смерти» приносили с собой. Иногда для умерщвления тяжелобольных или смертельно раненых аккабадоры использовали деревянный молоток из цельного куска дерева.
Примечательно, что аккабадоры, несмотря на довольно мрачное ремесло, вовсе не были изгоями среди соплеменников и не вызывали у них никакого трепета или тем более отвращения. Напротив, женщины, занимавшиеся «убийственным ремеслом», пользовались определенным уважением у жителей Сардинии. Они так же, как и другие женщины, выходили замуж и рожали детей. Кстати, сыновья и дочери аккабадоров тоже без особых проблем обзаводились семьями. К слову, нередко дочери «хозяек смерти» тоже становили «мастерицами смерти». Существуют даже свидетельства о целых династиях «избавительниц».
Несмотря на столь подробные сведения, которыми на сегодняшний день располагают исследователи, официальных доказательств существования аккабадор до сих пор никто из них раздобыть не сумел. Скорее всего, неудачи ученых в этом плане связаны с тем, что жители Сардинии никогда не распространялись и не распространяются о существовании «мастериц смерти» даже между собой и тем более не доверяют свои тайны чужакам. Аккабадоры считаются темой, о которой «все знают, но не говорят».
Между тем существует предположение, что аккабадоры работают на острове до сих пор. Так, Паола Сиригу из Университета Кальяри утверждает, что последние известные случаи умерщвления людей с помощью аккабадор произошли уже в ХХ веке: в 1929 и в 1952 годах. Однако Джино Каббиду, исследователь народных традиций и обычаев, описал и более поздний случай. В 2003 году к одному священнику из центральной Сардинии пришла женщина и призналась в том, что посодействовала своему знакомому, причем по его же просьбе, уйти из жизни. Когда же священник стал выспрашивать у прихожанки подробности случившегося, та просто убежала. Так что, по-видимому, на Сардинии аккабадоры еще остались.