В кинотеатрах при полных залах заканчивается прокат американского психологического триллера «Джокер». Неожиданно высокие рейтинги фильма и ажиотаж среди зрительской аудитории не дает нам право оставить без рецензии на него колонку кинокритика нашего журнала. В двух словах сюжет киноленты представляет собой версию истории жизни едва ли не главного суперзлодея Джокера, с которым зритель уже не раз встречался во время просмотра экранизаций комиксов киновселенной DC. Напомним, что именно Джокер является главным антагонистом любимчика публики – супергероя Бэтмена.
Однако «Джокер» не похож ни на одну экранизацию комиксов. Он вообще ни на что не похож. В нем нет ни фееричных спецэффектов, ни головокружительных трюков, ни масштабных батальных сцен, ни искрометного юмора, ни запоминающихся костюмов, ни выразительного музыкального ряда. В чем же тогда феномен популярности этой психологической драмы у зрительской аудитории и у критиков? «Джокер» — вне всякого сомнения монофильм одного актера. Хоакин Феникс, сыгравший главную роль в этой напряженной психологической драме, с первых кадров захватывает зрителя своей игрой, уверенно и ненавязчиво удерживая фокус внимания на себе все 122 минуты хронометража фильма. И, если это не Оскар за главную мужскую роль, то Оскаровский комитет смело можно распускать за некомпетентность!
Однако тот факт, что три предыдущих актера, сыгравшие Джокера в более ранних фильмах о суперзлодее – Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето – имеют с своем арсенале оскаровские статуэтки (Леджер, кстати, именно за роль Джокера), вселяет надежду, что и Хоакин без нее не останется. Тем более, что фильм «Джокер» уже получил главный приз 76-го Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва».
Мы, конечно, помним Хоакина Феникса по роли римского императора Коммода в «Гладиаторе», по недавним работам в фильмах «Братья Систерс», «Не волнуйся, он далеко не уйдет», «Мария Магдалина», «Иррациональный человек», «Она» и т.д. При этом, ранее актер не единожды отказывался от ролей в супергеройских фильмах: в 2012 году — от роли Халка в «Мстителях», а в 2016 году — от главной роли в «Докторе Стрэндже». Также актер уже трижды номинировался на Оскар: за роль второго плана в «Гладиаторе», за главную роль в биографической драме «Перейти черту» и за главную роль в драме «Мастер». Однако роль Артура Флека в «Джокере» рискнем назвать вершиной в его творческой карьере, стоявшей ему, к слову, немалых жертв. Ведь актеру для роли Джокера пришлось за месяц (!) похудеть на 24 килограмма, и в фильме он буквально играет своими костями. С другой стороны, в интервью Хоакинг признается, что от такого резкого похудения буквально сходишь с ума, что несомненно помогло ему более эффективно войти в образ. Еще один козырь Хоакина – смех Джокера. Это на самом деле нечто особенное и запоминающееся. Ведь он и пугает, и завораживает одновременно.
Режиссер фильма Тодд Филиппс признается, что вдохновением для его «Джокера» стали фильмы Мартина Скорсезе «Таксист», «Бешенный Бык» и «Король комедии». Заметим, что во всех перечисленных кинолентах, как и в «Джокере» играл мэтр Голливуда – Роберт де Ниро.
Голосуют за эту драму не только профессиональные критики, но и зрители своими кошельками. При общем бюджете в 55 млн. долл. «Джокер» уже собрал больше 700 млн. долл., и это при том, что прокат еще не окончен. А в Казахстане – в городе Алматы – даже появился мурал с изображением суперзлодея и Хоакина Феникса.
Так почему в заглавии статьи мы говорим о том, что Джокер не настоящий? Чтобы ответить на этот вопрос, мы вынуждены позволить себе несколько спойлеров. Во-первых, несколько раз за фильм зритель становится свидетелем того, что целые куски показанного на экране оказываются всего лишь фантазией Артура, и происходят лишь в его голове. Это наталкивает на мысль, что весь сюжет целиком, в том числе и образ Джокера, и его действия – не более, чем выдумка человека, страдающего психологическим расстройством.
Во-вторых, в фильме мы встречаем еще ребенком будущего Бэтмена — Брюса Уэйна. А из комиксов и фильмов об этом супергерое мы знаем, что его антагонист Джокер был примерно одного возраста с самим Бэтменом. Следовательно, Артур Флек, которому в фильме 30 лет, просто по возрасту не может быть тем самым Джокером, которого мы знаем из кинопостановок комиксов. Поэтому более правдоподобной кажется широко обсуждаемая в сети версия о том, что Артур станет в будущем вдохновителем настоящего суперзлодея, который пока такой же мальчишка, как Брюс Уэйн.
Режиссер фильма Тодд Филиппс в интервью всячески поддерживает эту неоднозначность и предлагает зрителю просто наслаждаться догадками, ни коим образом не обещая при этом продолжения, что подтверждает также отсутствие уже традиционной для экранизаций комиксов сцены после титров. Ведь «Джокер» — это не столько история суперзлодея, сколько драма отдельно взятого человека, которого перейти на «темную» сторону вынуждает безразличие и жестокость окружающих и даже самых близких ему людей. «Джокер» — это некая проекция на то, как порой парадоксально мы рождаем себе кумиров, разрушая все вокруг себя, и не задумываясь, что родится после тотального бунта и сумбурной неуправляемой революции. «Джокер» — это повод задуматься каждому из нас о нашем социальном поведении. Ведь каждый из нас для окружающих людей может стать как целой созидательной Вселенной, так и агрессором, способным взломать человека, толкая на самые непредвиденные и абсурдные поступки.
Поучительного просмотра!