Отношения между жильцами многоэтажки и управляющей организацией редко бывают гладкими. Как правило, без взаимных претензий в адрес друг друга не обходится.
Ну а дров в печку периодически добавляют изменения в жилищном законодательстве (недостатка в которых никогда не было) и новые веяния в судебной практике.
Подводя итоги первого полугодия 2019 года, предлагаю рассмотреть, какие еще поводы взыскать деньги с управляющей компании появились у жильцов:
1. Жильцы плавают – аварийка спит
С 1-го марта у управляющих организаций добавилось обязанностей: вступила в силу новая редакция «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (ПП РФ от 15 мая 2013 г. № 416). Много внимания было уделено работе аварийно-диспетчерской службы:
— теперь она обязана обеспечить круглосуточную регистрацию заявок от жильцов в автоматизированной системе,
— аварии в системе коммуникаций дома должны быть локализованы не позднее 30 минут, засоры – в пределах 2-х часов, последствия аварии – устранены в течение 3-х суток.
Просрочка в аварийной ситуации дорого обходится жильцам – а значит, они вправе требовать возмещения ущерба, если он был причинен из-за нарушения установленных нормативов.
2. Плату повысили, а собственников спросить забыли
Жильцы платят управляющей компании за содержание и текущий ремонт общедомового имущества. Поэтому, разумеется, она заинтересована в том, чтобы тарифы оплаты были повыше.
Но Жилищный кодекс на этот счет ввел строгое ограничение: плата за содержание жилья утверждается собственниками на общем собрании как минимум на год. Так что, если управляющая организация желает увеличить тарифы либо включить в счет какие-то дополнительные услуги, ей нужно получить одобрение собственников.
Иначе жильцы дома вправе не оплачивать нововведения в квитанциях, а то, что уже заплатили, могут взыскать обратно вместе со штрафом за неправильное начисление квартплаты.
Единственное исключение было сделано для тех случаев, когда в договоре на управление домом прописана возможность индексации платы за жилье (ВС РФ, дело 301-КГ18-22044).
3. Вывоз мусора один – а платят дважды
Прежний порядок организации вывоза твердых коммунальных отходов, когда эта услуга обеспечивалась управляющими организациями, сменился на новый: всем этим теперь занимаются региональные операторы.
Соответственно, платить жильцы должны ему, а не УК. Поэтому плата за содержание жилья должна снизиться. Минстрой запретил управляющим организациям начислять двойные счета за вывоз мусора (письмо №1784-МЕ/04 от 23.01.2019 г.).
Если такое выявляется, компания должна не только возместить жильцам всю переплату, но и заплатить им штраф.
4. За воду платим за весь дом и даже больше
Еще один повод взыскать деньги с управляющей компании появился весной этого года. Верховный суд признал незаконным порядок начисления управляющей организацией платы за общедомовой расход горячей и холодной воды:
— в состав общедомового имущества при этом нельзя учитывать площадь лифтов, пожарных выходов, теплоузлов и мусоросборников (определение от 4.04.2019 г. № 306-ЭС19-3279).
Такое нарушение влечет обязанность УК сделать перерасчет платы за общедомовой расход воды и выплатить жильцам штраф.
5. Текущий ремонт – «спустя рукава»
Ненадлежащее проведение текущего ремонта кровли Верховный суд признал основанием, чтобы взыскать с управляющей компании ущерб от залива квартиры (дело 48-КГ18-22).
При этом на ссылку УК, что собственники сами не одобрили капремонт дома, суд ответил так:
— по закону обязанность управляющей организации содержать дом в надлежащем состоянии не ставится в зависимость от решения общего собрания собственников.
Так что отсутствие его не должно препятствовать проведению срочных работ по текущему ремонту.
Как видно, даже если управляющая компания настаивает, что ничего не должна жильцам, далеко не всегда это действительно так.