Rooivalk – это ударный вертолет производства южноафриканской компании Denel Aviation (ранее обозначался как AH-2 и CSH-2). Вертолет предназначен для уничтожения боевой техники и живой силы противника на поле боя, ударов по различным наземным целям, непосредственной огневой поддержки и сопровождения войск, а также ведения воздушной разведки и противопартизанских действий. Активная разработка вертолета велась с 1984 года, при этом официальное принятие машины на вооружение состоялось лишь в апреле 2011 года.
Ударный вертолет Rooivalk (Руйвалк, так на языке африкаанс называется один из видов пустельги) был достаточно ожидаемой моделью, однако он до сих пор не стал и вряд ли когда-либо станет массовым образцом боевой вертолетной техники. В настоящее время единственным оператором вертолета являются вооруженные силы Южно-Африканской Республики, которые получили 12 серийных моделей (как минимум один вертолет списан в результате аварии). При этом попытки продвижения ударного вертолета «Руйвалк» на международном рынке вооружений успехом не увенчались. Поэтому сегодня данный вертолет можно смело назвать настоящим южноафриканским эндемиком.
История и предпосылки создания вертолета Rooivalk
Достаточно длительное время вооруженные силы ЮАР оснащались в основном военной техникой иностранного производства, хотя выпуском военной техники в стране занялись еще в 1960-е годы с момента создания при правительстве ЮАР Департамента по производству вооружений, который в 1968 году превратился в Корпорацию по разработке и производству вооружений.
При этом с разработкой и производством сложной военной техники страна испытывала серьезные проблемы. Это объяснялось тем, что Южно-Африканская Республика никогда не входила в число передовых индустриальных государств, несмотря на то, что была наиболее развитой страной Африки. Сначала промышленность ЮАР освоила выпуск отдельных деталей и узлов, а со временем перешла на лицензионное производство таких сложных образцов боевой техники, как истребители «Мираж» и вертолеты «Алуэтт» и «Пума».
Возможно, долгие годы все бы и ограничивалось лишь лицензионной сборкой военной техники, если бы не сложная военно-политическая обстановка, которая наблюдалась на юге Африки всю последнюю четверть XX века. Можно сказать, что на тот момент ЮАР была расистским, антикоммунистическим государством, внутри станы постоянно с разной степенью интенсивности шла борьба коренного населения за свои права, при этом часто мирные демонстрации переходили в столкновения с полицией и войсками.
Можно сказать, что в ЮАР и подконтрольной Намибии шла настоящая гражданская война. Когда к власти в соседних странах – Мозамбике и Анголе, получивших независимость от Португалии в 1974 году, пришли прокоммунистические правительства, власти ЮАР это не устроило. Уже в 1975 году войска ЮАР вторглись в Анголу. На полтора десятилетия юг черного континента погрузился в хаос межгосударственных и гражданских конфликтов. При этом реакция международного сообщества последовала незамедлительно. На ЮАР, как зачинщика войны, были возложены различные ограничения. Так в 1977 году Генассамблея ООН приняла резолюцию №418, которая накладывала эмбарго на поставки оружия Южно-Африканской Республике.
В этих реалиях власти ЮАР выбрали единственный возможный путь – развитие собственного военно-промышленного комплекса. Одним из продуктов данной программы и стал ударный вертолет «Пустельга», решение о разработке которого было принято уже в начале 1980-х годов. К новой машине военные ЮАР выдвигали следующие требования: борьба с бронетехникой и артиллерией противника, огневая поддержка сухопутных войск и сопровождение транспортных вертолетов в условиях противодействия со стороны ПВО противника. Помимо этого была предусмотрена возможность ведения воздушного боя с вражескими вертолетами – Ми-25 (экспортной версией знаменитого советского «Крокодила» Ми-24).
Стоит отметить, что Ангола получала поддержку от Кубы в виде добровольцев и от СССР, который присылал вооружение, в том числе современные системы ПВО и вертолеты, и военных инструкторов. По сути, требования южноафриканских военных мало чем отличались от требований, которые в свое время предъявлялись к знаменитому американскому ударному вертолету AH-64 «Апач».
Все 1980-е годы в ЮАР шла отработка концепции и технических решений, которые могли бы применяться на новом боевом вертолете. Первый опытный вертолет демонстратор технологий – XDM (Experimental Demonstration Model) поднялся в небо 11 февраля 1990 года. Данная машина сохранилась и находится сегодня в коллекции Музея ВВС ЮАР, расположенном на авиационной базе Сварткоп в Претории.
22 мая 1992 года в небо поднялся второй опытный вертолет ADM (Advanced Demonstration Model), основным его отличием было наличие нового комплекса приборов в кабинах летчиков, был реализован принцип «стеклянной кабины». И наконец, 18 ноября 1996 года в воздух поднялся третий прототип будущего ударного вертолета EDM (Engeneering Development Model). Конфигурация претерпела некоторые изменения, а различное оборудование на борту было размещено оптимальным образом, при этом конструкторам удалось снизить вес пустого вертолета на 800 кг.
Читайте также Вертолёты авиации ВМФ: новые и обновлённые
Дебют вертолета состоялся на три года раньше появления версии EDM, широкой общественности машина была представлена в 1993 году на международном авиационном салоне в Дубае. А первый по-настоящему серийный экземпляр вертолета, получившего обозначение Rooivalk, поднялся в небо в ноябре 1998 года. Официально на вооружение вертолет был принят лишь в апреле 2011 года.
Долгий процесс создания вертолета и его доводки имел под собой массу оснований. К самым очевидным причинам медленной работы можно отнести отсутствие необходимого опыта и знаний в области создания столь сложной военной техники. Второй причиной стало хроническое недофинансирование работ. В 1988 году пограничные конфликты закончились и оборонный бюджет ЮАР был серьезно урезан. А падение режима апартеида, который просуществовал до 1990-х годов, самым положительным образом сказалось на социально-экономическом положении страны, но также не способствовало росту расходов на различные военные проекты.
Конструкция и концепция боевого применения вертолета Rooivalk
Ударный вертолет Rooivalk построен по классической для большинства боевых винтокрылых машин одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом, пятилопастным рулевым винтом и стреловидным крылом небольшого удлинения. Кабина экипажа с тандемным расположением летчиков (впереди кабина оператора вооружения, позади – пилота). При первом взгляде на вертолет внимание притягивают большие фильтры воздухозаборников двигателей, они предохраняют силовую установку от попадания минерального песка, который в изобилии представлен в почве на юге Африки.
Фюзеляж вертолета Rooivalk обладает сравнительно небольшим поперечным сечением, он производится с использованием металлических сплавов и местным применением композитных материалов (бронирование с применением акрилопласта на важных элементах конструкции и керамическая броня кресел экипажа вертолета). Боевая машина получила стреловидное вертикальное хвостовое оперение, пятилопостной рулевой винт крепится с правой стороны, а с левой находится неуправляемый стабилизатор с фиксированным предкрылком. Непосредственно под хвостовой балкой вертолета расположен дополнительный киль, вместивший в себя неубирающуюся хвостовую опору. Шасси вертолета трехопорное.
Кабина каждого летчика получила полный комплект пилотажно-навигационного оборудования. Вертолет обладает инерциальной навигационной системой, а также спутниковой навигационной системы GPS. Приборное оборудование реализовано по принципу «стеклянной кабины», вся необходимая тактическая и пилотажно-навигационная информация выводится на многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Помимо этого в распоряжении летчиков имеются приборы ночного видения и нашлемный прицел и индикатор на фоне лобового стекла.
Силовая установка ударного вертолета представлена двумя усовершеннстованными южноафриканскими инженерами турбовальными двигателями Turbomeca Makila – модификация 1K2, развивающими максимальную мощность 1845 л.с каждый. В средней части фюзеляжа вертолета были расположены протектированнные топливные баки. Возможно использование подвесных топливных баков – до двух ПТБ емкостью 750 литров каждый.
Конструкторам вертолета удалось существенно снизить уровень вибраций, благодаря включению в проект специальной системы виброизоляции трансмиссии и несущего винта от фюзеляжа. По словам летчика-испытателя Тревора Ральстона, который выполнял полеты на «Пустельге», уровень вибраций в кабине ударного вертолета был таким же, как и в кабине обычного самолета.
Создатели вертолета большое внимание уделили способности выживания на поле боя, особенно в условиях противодействия со стороны средств ПВО противника. Можно сказать, что по тактике применения вертолет гораздо ближе советским/российским Ми-24, чем американским «Апачам» и «Кобрам». Философия применения «Пустельги» допускает нанесение бомбово-штурмовых ударов непосредственно по переднему краю вражеской обороны, при этом вертолет находится в зоне воздействия всех видов не только зенитно-ракетного, но и стрелкового оружия.
В то же время американские боевые вертолеты скорее являются узкоспециализированными противотанковыми машинами, не способными находиться под воздействием огня с земли. Основная тактика их использования – пуск ПТУР на максимально возможную дальность, желательно находясь над территорией, занятой своими войсками. Штурмовые действия «Апачи» и «Кобры» могли осуществлять лишь при отсутствии серьезного огневого противодействия с земли.
Конструкторы, создававшие «Руйвалк», поработали над живучестью вертолета за счет уменьшения заметности в визуальном, тепловом, радиолокационном и акустическом диапазонах. Визуальная заметность достигается традиционными методами – камуфляж, плоские панели остекления кабины пилотов, которые уменьшают число бликов, а также тактика применения с предельно малых высот. Уменьшение показателя эффективной поверхности рассеивания ударного вертолета обеспечивается за счет небольшой площади поперечного сечения фюзеляжа, плоских панелей остекление с золоченым покрытием, а также использования стреловидного крыла малого удлинения вместо прямого крыла.
Тактика использования вертолета на сверхмалой высоте также затрудняет его обнаружение РЛС противника. Для снижения заметности боевой машины в тепловом диапазоне была применена система смешивания горячих выхлопных газов силовой установки с окружающим воздухом в соотношении один к одному. Подобный способ позволяет снизить инфракрасное излучение двигателей вертолета сразу на 96 процентов.
Для защиты членов экипажа и важных узлов ударного вертолета конструкторы Denel Aerospace Systems предусмотрели установку керамической и акриловой брони. Специалисты отмечают, что общая площадь бронирования у ударных вертолетов Rooivalk меньше, чем у вертолетов российского производства, но больше, чем у «Апача». Все жизненно важные системы ударного вертолета были выполнены дублированными.
Читайте также Начата разработка военных модификаций вертолета Ми-38
Широко используется принцип защиты более важных узлов, элементов конструкции и агрегатов менее важными. Плюсом для живучести вертолета является и то, что органы управления имеются в распоряжении каждого из членов экипажа. Управлять вертолетом может не только пилот, но при необходимости и оператор вооружения.
Важной частью вертолета была установленная на гиростабилизированной носовой турели всесуточная и всепогодная обзорно-прицельная система TDATS (тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, низкоуровневая телевизионная камера и система сопровождения и наведения УР), которая включалась в состав бортового радиоэлектронного оборудования. Также в состав бортового радиоэлектронного оборудования входили сложная навигационная система и система комплексного управления и индикации, предоставляющая членам экипажа «Пустельги» важную информацию о боевой нагрузке и позволяющую выбрать варианты и режим пуска ракет.
Отдельно выделялся тот факт, что система TDATS обеспечивала хранение изображений местности в памяти бортовой ЭВМ вертолета, данная информация могла использоваться экипажем для анализа тактической обстановки и поиска целей. При этом информация о целеуказании могла по закрытой цифровой линии связи передаваться другим ударным вертолетам Rooivalk или на наземные КП в режиме реального времени.
Ударный вертолет Rooivalk был вооружен 20-мм автоматической пушкой F2 (боезапас 700 выстрелов), работающей в связке с системой TDATS, а также управляемыми и неуправляемыми ракетами, которые можно было расположить на шести подкрыльевых пилонах. Предусматривалась установка 8 или 16 ПТУР большой дальности Mokopa ZT-6 (до 10 км) с радиолокационным или лазерным наведением на цель, либо блоков с 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами (38 или 76 ракет) на четырех подкрыльевых пилонах, а на двух концевых пусковых устройствах – по две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» типа Mistral.
Вертолеты «Руйвалк» начали использоваться в ВВС ЮАР с мая 1999 года. Все серийные машины направлялись в состав 16-й эскадрильи, располагавшейся на авиабазе Блумспруит в районе аэропорта Блумфонтейн. С разработчиком был подписан контракт на поставку 12 ударных вертолетов Rooivalk Mk 1, который был выполнен в полном объеме.
При этом 3 августа 2005 года один из построенных серийных вертолетов был потерян в результате аварии, машина была признана не подлежащей восстановлению и списана. Таким образом, в строю остается 11 вертолетов. Попытки специалистов компании Denel Aerospace Systems добиться финансирования работ по созданию и производству модернизированной версии вертолета Rooivalk Mk 2 закончились ничем, не найдя отклика ни в ЮАР, ни в других государствах.
В то же время не стоит забывать о том, что данный пример не единственный, когда страна, ранее никогда подобным не занимавшаяся, своими силами начинала процесс разработки боевого вертолета. Собственные ударные вертолеты в разное время пытались разрабатывать в Индии, Чили, Румынии и Польше, однако лишь в ЮАР проект дошел до стадии серийного производства достаточно современной боевой машины (пусть и очень небольшой серией).
Летно-технические характеристики Rooivalk:
Габаритные размеры: длина – 18,73 м, высота – 5,19 м, диаметр несущего винта – 15,58 м, диаметр рулевого винта – 6,35 м.
Масса пустого – 5730 кг.
Нормальная взлетная масса – 7500 кг.
Максимальная взлетная масса – 8750 кг.
Силовая установка – два турбовальных двигателя Turbomeca Makila 1K2 мощностью 2х1845 л.с.
Максимально допустимая скорость – 309 км/ч.
Крейсерская скорость – 278 км/ч.
Объем топливных баков – 1854 л (возможна установка двух ПТБ по 750 литров каждый).
Практическая дальность полета – 704 км (на уровне моря), 940 км (на высоте 1525 м).
Перегоночная дальность – до 1335 км (с ПТБ).
Практический потолок – 6100 м.
Скороподъемность – 13,3 м/с.
Экипаж – 2 человека (пилот и оператор вооружения).
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка F2 (700 выстрелов), шесть точек подвески, возможность размещения 8 или 16 ПТУР Mokopa ZT-6, 4 ракет класса «воздух-воздух» Mistral, а также 38 или 76 неуправляемых ракет FFAR.
/Сергей Юферев, topwar.ru/