Наступила зима. С ее приходом активизируются любители горных лыж, сноуборда. С каждым годом эти зимние виды спорта привлекают в свои ряды все больше и больше любителей. Малышей ставят на лыжи, среди молодежи очень популярен сноуборд, много людей в зрелом возрасте пытаются попробовать свои силы. Но есть и определенная аудитория, для которой горные лыжи и сноуборд – это философия жизни, в какой-то мере они одержимы своим увлечением. Они планируют свой зимний отдых задолго до сезона, бронируют места еще летом и четко знают, куда они поедут кататься, какое снаряжение необходимо взять с собой, что возьмут в прокат на месте, как будут добираться со своим объемным снаряжением.
Если родные и близкие не сопровождают в таких поездках, есть вероятность, что узнают о запланированном отдыхе далеко не самыми первыми. Их не будут пугать тысячи километров до места назначения, они спокойно переживут утомительную дорогу на всевозможных видах транспорта. Они живут месяцами в предвкушении захватывающего катания и будут ценить каждый день и каждый час, проведенный на склоне наедине с любимым увлечением. Из своих наблюдений заметила, что планы на такой экстремальных отдых любят тишину.
В своей статье хочу рассказать о достаточно экстремальном виде спорта и вместе с тем отдыха – фрирайде – катании на горных лыжах или сноуборде. Само понятие «фрирайд» означает, что катание происходит на неподготовленных трассах, которые не обслуживаются горнолыжными курортами и их инфраструктурой. Если быть до конца точным, то рассматривать мы будем «облегченный фрирайд», один из видов внетрассового катания, при котором подъем на гору осуществляется на подъемнике, а съезд – по неподготовленным трассам.
Вид с самой высокой станции «Гарабаши» Канатной дороги «Эльбрус»© Фото: Лубягина А
Для тех, кто не совсем в теме, дам буквально пару уточнений, чтобы разобраться что к чему. Трассы, обслуживаемые горнолыжным курортом, всегда оборудуются подъемниками и всей необходимой инфраструктурой: медицинский пункт, обеспечение доставки травмированных в ближайшие медицинские учреждения, школа для обучения начинающих, в том числе и детей, прокат оборудования, продажа ски-пассов (билет на подъемник или пропуск на подъем). Снег — явление природное, его выпадение не спрогнозируешь и не откорректируешь. Горнолыжные курорты не могут полагаться на милость природы, поэтому с помощью специальных пушек искусственно заснеживают склоны, после этого проходит ратрак (специальная техника на гусеничном ходу). В этом и заключается подготовка трассы. Особенность фрирайда в том, что склоны абсолютно никто не готовит. То, что дала природа: местный ландшафт, погодные условия в данный момент – всем этим и пользуются фрирайдеры. И за всем этим стоит неизвестность. «Пухляк» (так называют только выпавший снег) может прикрывать оледеневшие участки склона, глыбы льда, камни, разломы-трещины в поверхности склона, которые могут быть различной глубины — от 1 до 20 метров.
Ледник неподалеку от подготовленных трасс Эльбруса© Фото: Лубягина А
Фрирайд – увлечение не для новичков, а для тех, кто способен хорошо контролировать лыжи или доску на любом склоне, особенно на пухляке. Кроме этого важно умение понимать горный рельеф, также способность проложить свою траекторию движения. Наряду с субъективным фактором, заключающемся в профессионализме райдера, существуют обстоятельства непреодолимой силы в виде схода лавин. К традиционной лыжной экипировке обязательно добавляются: бипер, лавинная лопата, шлем, рация, лавинный щуп, специальные лавинные рюкзаки с ABS или Avalung. Отсутствие этих средств спасения или их неполная комплектация может стоит жизни. Обычно фрирайдеры приезжают небольшой группой. Перемещаясь, всегда держат в поле зрения друг друга. От их слаженных и оперативных действий зависит жизнь райдера в случае экстремальной ситуации.
Как известно, Эльбрус – самая высокая горная вершина России и Европы.
Эльбрус© Фото: Лубягина А
Прилегающие к нему районы привлекают любителей экстремальных зимних видов спорта своими пейзажами, свободными для фрирайда горными массивами, возможностью получить незабываемые ощущения и впечатления от своих увлечений.
Внизу – Баксанское ущелье. Вид с горы Чегет© Фото: Лубягина А
В Приэльбрусье, Южнее Эльбруса, расположен Чегет («северный» или «находящееся в тени») — менее известный для широкого круга, с вершинами Донгуз-Орунбаши высотой 3769 метров и Азау-Гитче-Чегет-Карабаши, высотой 3461 метров. Чегет интересен тем, что именно отсюда открываются захватывающие виды на Эльбрус, его именитого соседа. Чегет, являясь одним из центров горнолыжного спорта Кабардино-Балкарии, известен своими «черными трассами» и возможностями, которые открываются для фрирайдеров.
Когутай. Ледник «семерка»© Фото: Лубягина А
Если присмотреться, ниже двух вершин, как раз между ними, просматривается цифра «7», наклоненная слегка вправо – это ледник «семерка». Следует избегать катания в области ледников. Этого правила придерживаются не все фрирайдеры. Оледеневшие участки склона, прикрытые выпавшим снегом, как и сами ледники коварны своими разломами, которые могут быть различной глубины. На Эльбрусе глубина трещин может доходить до 250 метров. При попадании в такую ловушку, выбраться из нее самостоятельно невозможно. Существует еще и вероятность травмироваться при падении.
Поляна Чегет. Именно она является точкой назначения и отправления не только лыжников, сноубордистов, но и туристов, которые приезжают из Пятигорска, Ессентуков, Нальчика, Минеральных вод любоваться видами, открывающимися на Эльбрус и его окрестности.
Инфраструктура горнолыжного курорта Чегет достаточная простая и небольшая: рынок, пансионат «Чегет» с антуражем советских времен, пара десятков частных гостиниц. Здесь нет СПА-центров, школ для начинающих лыжников и сноубордистов, развлекательных центров. Объясняется это тем, что сюда приезжают в основном профессионалы.
Поляна Чегет. В центре — пансионат «Чегет»© Фото: Лубягина А
На курорте Чегет практикуются пешеходные восхождения.
© Фото: Лубягина А
Канатная дорога «Чегет», одна из самых первых в Советском союзе (была построена еще в 1963 году), поднимает на высоту 3050 м. Общая протяженность трасс — до 20 километров. Перепад высот катания – 1140 м. Станции на канатной дороге: Чегетская поляна, Чегет-2, Чегет-3. Особенностью курорта Чегет является то, что самая легкая трасса, длиной всего лишь 350 м, находится на самом верху, на высоте 3070 м. Все остальные трассы, расположенные ниже «Чегет-3» — достаточно высокого уровня сложности. Этот факт исключает возможность обучения новичков, мамочек с детьми в так называемых «лягушатниках». Здесь нет саночных трасс – как альтернативы профессиональному катанию. Другими словами, склоны Чегета – эта мекка для фрирайдеров и профессионалов, а также людей, приезжающих на пару-тройку дней созерцать местные красоты.
«Северный цирк», северный склон Чегета© Фото: Лубягина А
В марте 2017 года с этой северной вершины Чегета, называемой «северным цирком», сошла лавина, которая унесла жизни 7 опытных лыжников.
«Северный цирк»© Фото: Виктор Клюшкин/ТАСС
Безмолвная тишина иногда несет за собой роковую безысходность. При сходе такой лавины, к сожалению, не поможет ничего…Тонны снега сметают все на своем пути.
За что же любят эти места фрирайдеры? Места привлекают первозданной нетронутой природой, отсутствием толкотни на склонах. Здесь сравнительно мало народа, нет «тусовки» и большого скопления людей в местах самой инфраструктуры курорта. Возможно, наплыв меняется в зависимости от месяца. В первой половине апреля совсем немноголюдно. Райдер остается наедине с горами. Недалеко только друзья-напарники, которые смогут помочь в экстренной ситуации.
Фрирайдеры. Кто они? Поделюсь своими наблюдениями. Обычные люди. Сами по себе горные лыжи и сноуборд относятся к экстремальным видам спорта. В случае с фрирайдом это усиливается еще и непредвиденным рельефом местности. В какой-то степени напоминает «русскую рулетку». Не могу сказать, что им нечего терять. Есть семьи, родители, дети, работа, увлечения – все, как у всех. Иногда им хочется побыть одним, получить такой заряд адреналина, который будет поддерживать их повседневную жизнь до следующего раза. Вырвавшись на 7-10 дней из обычного жизненного ритма, они проводят на склонах по 6-8 часов в день. Все группы мышц работают на пределе возможностей. Стараются не обращать внимания на акклиматизацию, связанную с перепадом давления от меняющейся высоты. Это люди, склонные рисковать, целеустремленные, среди них много успешных людей, они ставят себе цель и идут к ней. Когда они на склоне, складывается впечатление, что инстинкт самосохранения стоит у них на паузе. Созерцатели и эстеты. Помимо острых ощущений, связанных со скоростью, они ценят нетронутую природу. Горы – это место их силы. За время, проведенное на склонах, они словно обнуляются и подзаряжаются одновременно. Они не откажутся от своего увлечения. И это можно только принимать или нет. Искатели приключений, которые каждый раз испытывают себя и судьбу.
Желаю им УДАЧИ и УСПЕХА!