Данный материал завершает тему пушечно-пулеметного вооружения самолетов Второй мировой войны. И здесь будет изюминка, на которую просто надо обратить внимание читателям. Мы обсудили пулеметы и пулеметы крупнокалиберные. Мы поговорили о пушках, составивших основную мощь авиации того времени. И вот пришло время пушек, которые можно было бы назвать крупнокалиберными, если бы не один-два исключения.
Так что — просто пушки от 30 до 40 мм.
Что здесь интересного? Самое интересное – это список стран-производителей. Да, мне пришлось даже слегка натянуть сову на глобус, чтобы все выглядело более-менее пристойно.
В чем соль: в том, что страны, которые сегодня именуют себя «продвинутыми» и «развитыми», некоторые виды оружия просто не смогли создать. В том числе и в такие пушки. Италия, Великобритания, Франция – увы, первые две не осилили даже пушки 20-мм, а французы если и смогли, то только благодаря отжатым у Марка Биркигта из «Испано-Сюизы» разработкам.
Так что примите весь сегодняшний список, как должное, и сразу скажу, что да, разработок был вагон и платформа, но мы (жирно подчеркиваю) говорим о тех пушках, которые реально стояли на самолетах, реально стреляли и реально попадали в самолеты (и не самолеты) противника.
Потому, простите, список не очень большой.
1. 30-мм пушка Type 5. Япония
1943 год. Еще не предсмертные конвульсии, но все весьма плохо и нужно как сам воздух средство борьбы с американскими самолетами в этом самом воздухе. Мощное, способное разнести в клочья те самые «крепости» и «суперкрепости», которые потихоньку начали дотягиваться до Японии и абсолютно не тихо разносить в дым промышленность и базы.
Фирма «Nippon Special Steel» и ее руководитель доктор Масаи Кавамура были выбраны на роль спасителя ситуации. Однако, выбирая фирму, военное руководство не учло, что «NSS» разрабатывали авиационную технику для сухопутной авиации. А мы помним, как «дружили» против друг друга флотские и армейские.
Если бы господа флотские (да и армейские) руководители не валяли откровенного дурака, возможно, в 1944-м году американцам пришлось бы туго. Но в 1942-м, когда был объявлен и в августе сыгран тендер, в нем вообще фактически не было установочных требований. Типа «ну создайте что-то там такое…»
Зато потом началось, и в течении года в проект посыпались дополнения и изменения. Оказалось, что в принципе, в руководствах знают, чего хотят.
Японские летчики, правда, продолжали идти на корм акулам, но кого это волновало в руководстве…
В целом постоянно вносимые (в особенности флотом) изменения в требования разработку, понятное дело, тормозили, и тормозили сильно. Тем не менее, Кавамуре каким-то непостижимым образом удалось удовлетворить всех начальников и пушку приняли на вооружение.
Правда, это случилось только 13 апреля 1945 года, когда карта японской авиации фактически была бита.
Пушка получилась весьма интересной и оригинальной, главная особенность от других систем – именно полностью японская разработка, а не копирование. Конструктивно, правда, имелось некоторое сходство с английской пушкой «Hispano», которая, в свою очередь, являлась доработкой испано-франко-швейцарской пушки HS.404.
Тот же смешанный тип автоматики, когда энергия отводимых газов отпирает затвор, а короткий откат подвижного ствола с хвостовиком двигал металлическую ленту, досылал патрон и производил последующий выстрел.
Но дальше шли новшества доктора Кавамуры, а именно принцип «плавающей стрельбы», когда каждый последующий выстрел производился в то время, когда подвижный ствол пушки все еще продолжал двигаться вперед, возвращаясь после отката от предыдущего выстрела. Такой принцип действия пушки позволял значительно снизить отдачу орудия, а соответственно мощность и габариты заднего буфера и силу воздействия на конструкцию планера.
Кавамура пошел еще дальше, и разработал весьма эффективный дульный тормоз, который еще больше позволили снизить силу отдачи. Скорострельность получилась шедевральной, на уровне 500 выстрелов в минуту.
Вообще пушка вышла просто замечательной, легкой, скорострельной и с мощным патроном.
Однако фактически разваливающаяся военная система Японии уже не смогла реализовать достоинства пушки, хотя ее начали устанавливать на самолеты до официального принятия на вооружение примерно с января-февраля 1945 года.
Но реально было вооружено не очень много самолетов, в основном перехватчики P1Y2-S «Kyokko» и C6N1-S «Saiun» плюс небольшое количество истребителей J2M «Raiden».
На флоте тоже велись работы. Но реально до дела дошло только в плане двухмоторного перехватчика J5N «Tenrai», который должен был нести пару 20-мм пушек Тип 99 модель и пару 30-мм Тип 5.
Шесть построенных прототипов проходили интенсивные испытания в 1944-45 гг, и даже приняли участие в боях, но по понятным причинам в серию не пошли.
Достоинства: небольшой вес, хорошая баллистика, мощный патрон.
Недостатки: не успели выявить в связи с окончанием войны.
2. 37-мм пушка Ho-204. Япония
Сразу убью интригу, перед нами снова пулемет Браунинга образца 1921 года. А, собственно, почему нет? Если на базе этого пулемета предприимчивыми японцами были созданы и пулеметы, и пушка 20-мм, почему не пойти дальше?
Ну вот они и пошли, получив на выходе пушку с самым большим калибром на базе пулемета Браунинга.
Это орудие никогда не планировали устанавливать на одномоторные истребители, его носителями должны были стать штурмовики или двухмоторные перехватчики. Пушка была весьма тяжелой, хотя для своего класса 37-мм орудий вполне себе нормально смотрелась.
Именно под эту модель был разработан новый патрон 37х145. Патрон был так себе, что касалось массы снаряда и его начальной скорости. Однако была изюминка: очень длинный ствол (1300 мм) смог обеспечить весьма неплохую баллистику, которая вместе с хорошей скорострельностью сделали эту пушку очень эффективным средством уничтожения всего.
Правда, Но-204 постигла примерно та же участь, что и «Тип 5»: военные заводы Японии не смогли выпустить должного количество пушек и обеспечить нормальное качество изготовления.
Пушка Но-204 официально поступила на вооружение армейской авиации в сентябре 1944 года, и даже реально успела повоевать. Но-204 устанавливали на разведчик-перехватчик Mitsubishi Ki-46 «Otsu-Hei».
Но-204 располагалась на нем за кабиной летчика под углом 70 градусов вперед-вверх и дополнялась парой носовых 20-мм Но-5. «Schräge Musik» по-японски, идею явно подсказали немецкие союзники.
Другим носителем пушки Но-204 стал двухмоторный штурмовик Kawasaki Ki-102 «Otsu», точнее, его облегченная версия, с которой сняли 57-мм пушку Но-401. Ki-102 вообще-то изначально предназначался для использования в качестве охотника за подводными лодками и катерами, но под конец войны охотников начали переделывать в перехватчиков.
Пушка была весьма хороша. Но бардак, который сопутствует проигранной войне, к сожалению для японцев, прекратил историю этой пушки.
Достоинства: хорошая баллистика, хорошая скорострельность.
Недостатки: слабый снаряд, большой вес пушки.
3. 37-мм пушка М4. США
М4. Ну разве можно пройти мимо этого оружия, которое прославили советские летчики на «Аэрокобрах»?
Эта пушка, как и две ее сестры (М9 и М10), разработаны были гениальным Джоном Браунингом. Правда, он не увидел результатов своей работы, но тем не менее, в отличие от многого, задуманного Браунингом, пушки вышли сильно так себе. Но мы поговорим о М4, как «отстрелявшей» всю войну.
Да, шедевром М4 не была, уступая, пожалуй, всем коллегам из Советского Союза, Германии, Японии и даже Великобритании. Однако, в умелых руках пушка стала неплохим оружием.
Вообще, Джон Браунинг собрал первый прототип 37-мм пушки еще в 1921 году. Сказать, что конструктор осталася недоволен работой – ничего не сказать. Темп стрельбы в 150 выстр/мин с начальной скоростью снаряда 425 м/с – это было реальное фиаско. Работы фактически были остановлены, поскольку пропал интерес к пушке. У всех.
В 1926 году Джон Браунинг умер. А почти через 10 лет, в 1935 году к пушке калибром 37-мм снова появился интерес у военных. За дальнейшую разработку взялась фирма «Кольт», которая в 1937 году представила на суд пушку Т9.
В сентябре 1939 года орудие впервые было испытано в воздухе, будучи установленным в носовой части бомбардировщика А-20А. Позднее испытания были продолжены на истребителях Р-38 и Р-39, и к концу 1939 года пушка была принята на вооружение под обозначением М4.
Вообще, М4 и Р-39 «Аэрокобра» были созданы друг для друга. Довольно своеобразный (я бы сказал – несколько извращенский) истребитель и пушка ему под стать. Зато можно было скомпоновать это совсем не маленькое орудие в носу перед двигателем (пилот фактические сидел на пушке). Учитывая кольцевой магазин М4 – это можно назвать подарком судьбы.
Американским летчикам М4 не понравилась совершенно. В основном из-за низкого темпа стрельбы и малого боекомплекта. Баллистика снаряда, вылетавшего из ствола со скоростью 550-600 м/с была удручающей.
Читайте также Оружие Второй мировой: противотанковые пушки начального периода
Но здесь есть нюанс: американская концепция воздушного боя предполагала массированный огонь из 4-8 крупнокалиберных пулеметов на расстояние 400-500 метров. В общем, М4 не вписывалась вообще никак, потому и «Аэрокобра» «не зашла».
Зато нашим летчикам, к 1942 году уже привыкшим подходить к немецким самолетам в упор (100-120 м) и «бить по заклепкам» такое орудие было вполне. Поскольку снаряд М4, попавший в цель, гарантированно разваливал любой немецкий самолет.
Низкая скорострельность М4 тоже не считалась у наших летчиков критичным недостатком, поскольку главным было хорошо прицелиться, что наши вполне себе умели и не полагались на веер пуль.
В общем, действительно, «что русскому хорошо…».
Как я уже сказал, основным производителем пушки М4 в годы войны была корпорация «Кольт», однако потом к производству подключили «Олдсмобил». В «Небе войны» у Покрышкина как раз есть слова о том, что «пушка «Олдсмобил» была весьма мощной, но не скорострельной».
В целом, орудие было хорошим исключительно в прямых руках, к которым прилагалась еще и голова.
Достоинства: мощный снаряд, надежная.
Недостатки: плохая баллистика, низкая скорострельность, малый боекомплект.
4. 40-мм пушка Vickers Class S. Великобритания
Эта большая и харизматичная британская пушка создавалась в рамках новой концепции, когда цель, будь то самолет или танк поражалась бы одним снарядом.
Контракты на разработку такой пушки были заключены с фирмами Rolls-Royce и Vickers Armstrongs. В конкурсе победил «Виккерс», пусть и с помощью небольшой помощи со стороны устроителей. Тем не менее, в 1939-40 годах пушка прошла испытания и была принята на вооружение.
Устанавливали пушку вначале на «Веллингтоны», бомбардировщики, которые должны были бороться, например, с подводными лодками противника.
Когда война перестала быть «странно» и Франция капитулировала, а британцы убедились в возможностях танковых частей Вермахта, в британском военном ведомстве решили, что Vickers S можно использовать как противотанковое средство, если создать соответствующий боеприпас. может быть использована для борьбы с танками и бронированной техникой.
Был разработан снаряд, способный при попадании пробить лобовую броню легкого немецкого танка PzKw II. Одновременно спроектировали установку, которая позволяла устанавливать пушку под крылом истребителя. В качестве испытательной платформы были использованы «Харрикейн» и «Мустанг».
Но устанавливать пушки начали все-таки на «Харрикейны». Самолет получил название Mk.IID. Кстати, для прицеливания использовался обычный рефлекторный прицел Mk.II, но для точного прицеливания в спарке с пушками с устанавливали два пристрелочных пулемета Browning 0.5 с трассирующими патронами.
Боевое крещение Hurricane Mk.IID приняли в Северной Африке, где в целом пушка показала себя вполне достойно. Танки и более легкая техника пробивались вполне успешно. Всего за время действий в Африке с помощью 40-мм пушек было выведено из строя 144 танка, из которых 47 уничтожено полностью и кроме этого более 200 единиц легкой бронетехники.
Однако довольно тяжелые пушечные установки снизили максимальную скорость и без того не быстрого «Харрикейна» на 64 км/ч, что сделало самолет очень легкой добычей для немецких истребителей.
Тут стоить отметить, что пушка Vickers S создавалась в первую очередь как оружие воздушного боя, и изначально для стрельбы использовались осколочно-фугасные снаряды. Бронебойный снаряд создавался по факту после того, как в нем возникла реальная необходимость.
В целом, орудие получилось удачным, но не без недостатков. Применялось в основном против легкобронированной техники пилотами, которые проходили специальную подготовку. Пушками оснастили небольшое количество самолетов, так как сама пушка была выпущена весьма небольшим количеством. Общая численность выпушенных Class S оценивается в 500-600 штук.
Достоинства: очень мощный снаряд, неплохой боекомплект.
Недостатки: сильная отдача, требовавшая усиления конструкции крыла, скорострельность, баллистика.
5. BK 3.7. Германия
Весьма интересная пушка, имеющая швейцарские корни. Корни – это фирма «Солотурн», купленная концерном «Рейнметалл» для того, чтобы спокойно, в обход Версальских соглашений, создавать автоматические системы вооружений.
Изначально, кстати, предназначалась не для авиации, что видно из ее названия. ВК – это сокращенное «Bordkanonen», то есть «бортовая пушка», в то время как чисто авиационные пушки несли аббревиатуру МК, то есть, «Maschinenkanone».
И в таком нежном союзе, немцы и швейцарцы разработали более десятка артсистем, в том числе и просто превосходную зенитку S10-100, автоматическую пушку калибра 37-мм. Которая, кстати, весьма неплохо так продавалась по миру.
Кому в германии пришла в голову светлая идея установить зенитку на самолет, мы уже не узнаем никогда. Но – пришла, и, более того, была реализована в 1942 году. Исходное стремление в общем понятно: с началом войны выяснилось, что бронетехники у русских несколько больше, чем ожидалось, а противотанковые средства Вермахта несколько скромнее, чем это казалось перед войной.
Первые переработанные в авиапушки зенитки появились осенью 1942 года и устанавливались на тяжелых истребителях версии Bf-110G-2/R1. Это было весьма оригинальное решение, поскольку орудие крепилось под фюзеляжем в обтекателе, но было развернуто таким образом, что задний стрелок мог менять магазины через специальный лючок, прорезанный в полу.
В целом «не зашло», поскольку для того, чтобы установить тяжеленную бандуру (пушка – 275 кг, рама подвеса – 20 кг) пришлось убрать обе 20-мм пушки стандартного вооружения. Боекомплект составлял всего 60 снарядов в 10 обоймах.
ВК 3.7 устанавливали на все те же Bf-110G-2 в субмодификациях R1, R4, R5, а также Bf-110G-4a/R1.
Решение более чем спорное, так как реально большая разрушительная сила 37-мм снаряда и прицельная дальность до 800 метров, не компенсировалась огромными массой и габаритами системы и малой скорострельностью.
С одной стороны, ВК 3.7 позволяла атаковать вражеские бомбардировщики за пределами эффективного действия их оборонительного вооружения и с одного попадания разносить любой самолет. С другой стороны, и без того не особенно маневренные и скоростные Bf-110 уничтожались истребителями противника на «раз».
Поэтому эти варианты перехватчиков распространения не получили. Также не получили распространения и противотанковые «Юнкерсы» в версии Ju-88Р-2 и Р-3, у которых в подфюзеляжной гондоле устанавливали две пушки ВК 3.7. Есть информация, что эти «Юнкерсы» пытались использовать в качестве тяжелых перехватчиков, но в этом качестве они успехов не достигли.
Третьим вариантом применения пушки стали штурмовики.
Практически одновременно с противотанковой версией штурмовика «Хеншель» Hs-129В-2/R2 с 30-мм пушками МК-103 была выпущена еще более мощная противотанковая модификация Hs-129В-2/R3 с 37-мм пушкой ВК 3.7.
Сперва казалось, что вот оно, бронебойные снаряды с сердечником из карбида вольфрама уверенно поражали почти все советские танки в верхней проекции, и сам бог велел оснастить штурмовики этими пушками.
Однако малый боекомплект ВК 3.7 и невысокая скорострельность пушки значительно снижали эффективность штурмовых эскадрилий в теории, а на практике испытаний Hs.129В-2/R3 установка ВК 3.7 показала, что и без того сложный в управлении Hs.129 становился вообще неуправляемым для основного большинства пилотов.
Потому и неудивительно, что количество выпущенных Hs-129В-2/R3 было в районе 15-20 единиц и нет в общем-то данных об их реальном применении на фронте и каких-то результатах.
Был и второй вариант, более прославленный пиар-менеджером Руделем. Это «Юнкерс» Ju-87D-3, у которого под крылом разместили ДВЕ пушки ВК 3.7.
Контейнеры для пушек весом более 300 кг были легкосъемными и взаимозаменяемыми с обычными бомбодержателями. Естественно, штатное стрелковое и бомбовое вооружение с самолета снималось. И с броней тоже было не очень, на противотанковом «Юнкерсе-87» отсутствовало бронирование стрелка, центропланных бензобаков и водорадиатора. В целом, самолет получился тот еще. Аккурат для таких странных личностей, как Рудель.
Можно много говорить о его заслугах, о том, что он «подбил» 519 танков, никто этих танков не видел и не осматривал. Уничтожить 9 танковых бригад на Т-34 – это не шутка. Это глупая шутка, но увы, что было – то было.
А реально Ju-87G показал себя медлительным, неповоротливым, со скоростью, уменьшившейся на 40-50 км/ч, что вместе с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением из одного 7,92-мм пулемета сделало его идеальной мишенью для истребителей.
Плюс пушки ВК-3.7 имели довольно невысокую скорострельность и низкую надежность автоматики. И, если в целом – довольно неудачная попытка сделать крупнокалиберную авиапушку. Вообще бронепробиваемость у ВК 3.7 была явно завышена немецкой пропагандой. Как и заслуги Руделя, невзирая на его ведро орденов.
Достоинства: мощный (особенно бронебойный) снаряд
Недостатки: скорострельность, надежность, вес.
6. 30-мм пушка MK-108. Германия
Можно сказать, что прямая противоположность предыдущей. Не такой мощный снаряд, не такая баллистика, все не такое, но…
Но все началось в 1941 году, когда «Рейнметалл» выиграл конкурс на новую пушку. И в 1943 году МК-108 была принята на вооружение.
Читайте также Оружие Второй мировой: авиационные пулемёты
Пушка получилась вполне себе пушкой. Особенно в плане скорострельности, потому что 600-650 выстрелов в минуту на тот момент для такого калибра – это было очень увесисто.
Вообще, пушка планировалась для вооружения истребителей ПВО, которые боролись с налетами «крепостей» и английских бомбардировщиков.
Первыми МК-108 получили давно просившие усиления истребители Bf-110G-2/R3. Две пушки МК-108 с боекомплектом 135 снарядов на ствол установили вместо батареи из четырех пулеметов MG-81 калибром 7,92-мм. Это было весьма впечатляюще.
Далее пушка начала прописываться в других самолетах. Второй «Мессершмитт», Bf-109G-6/U4 получил мотор-пушку МК-108 и 100 снарядов в качестве боекомплекта.
Позже появилась совершенно невероятная версия «мессера», Bf-109G-6/U5, вооружение которого состояло из мотор-пушки МК-108 и двух МК-108 в корне каждого крыла. Залп трех 30-мм пушек не держал ни один бомбардировщик того времени, будь он хоть трижды «крепостью».
Но тут был нюанс: к бомберу надо еще подойти на дистанцию выстрела. Это сложно, особенно если стрелки у своих крупнокалиберных «Браунингов» хотят жить. И еще сложнее, учитывая то, что баллистика у снаряда МК-108 была не очень. Точнее сказать, в цифрах, на испытаниях при стрельбе на 1000 метров снаряд требовал превышения линии визирования в 41 метр. Это много. Это очень даже много.
Однако на меньших дистанциях, 200-300 метров, снаряд летел вполне кучно и прямо. Вся проблема заключалась в том, что пули 12,7-мм американских пулеметов на этой дистанции тоже были более чем актуальны.
Несмотря на жуткую баллистику, пушка прижилась. В 1944-м ее начали ставить фактически на все немецкие истребители, кому в развал цилиндров, кому с помощью комплектов «Rüstsätze» на подкрыльевых подвесках.
Особенно оценили пушку в ПВО. МК-108 устанавливалась везде, где только было можно. Фактически все перехватчики, и ночные, и дневные, вооружались этой пушкой. И в качестве курсового вооружения Bf.110, Ме.410, Ju-88, He.219, Do.335, и в установках той самой «Schräge Musik» под углом вперед-вверх для атак бомбардировщиков союзников с нижней полусферы.
Надо сказать, что несмотря на свои недостатки, МК-108 показала себя эффективным оружием. А экипажи союзников дали ей за характерный звук очереди прозвище «Отбойный молоток».
Да, МК-108 стала первой пушкой, оседлавшей реактивную тягу. Четыре пушки МК-108 стали штатным вооружением реактивных истребителей Ме-262. Нельзя сказать, что применение можно признать успешным, ну явно пушка была медленной для столь быстрой машины, как Ме-262. Но за неимением лучшего…
Хотя даже в случае применения на реактивном истребителе, летящем со скоростью более 800 км/ч, пушка позволяла противодействовать американским и британским бомбардировщикам.
В целом все заводы «Рейнметалл-Борзиг» выпустили около 400 тысяч пушек МК-108. Простая и технологичная конструкция с минимум механической обработки и максимум штамповки – вот и весь секрет.
Достоинства: простота изготовления, мощный снаряд, вес, скорострельность.
Недостатки: баллистика, баллистика и еще раз баллистика.
7. НС-37. СССР
Сейчас основное большинство читателей возрадуется, ибо я хочу сказать, что мы подошли к лучшей крупнокалиберной авиапушке Второй мировой войны. Ну я считаю, что равных НС-37 просто не было. Но вот путь этой пушки…
История началась в 1938 году, когда руководитель ОКБ-16 Яков Григорьевич Таубин и его заместитель Михаил Иванович Бабурин создали пушку БМА-37.
Но вот с работой в ОКБ-16 не задалось. По БМА-37 процесс создания шел более чем вяло. Кроме пушки в работе ОКБ-16 был довольно сырой пулемет АП-12,7, недоведенная до ума зенитная установка ПТ-23ТБ, и гора проблем с серийной пушкой МП-6. В итоге, в мае 1941 года последовал арест Таубина и Бабурина. Первый был расстрелян вскоре после начала войны, второй умер в лагерях в 1944-м.
Начальником ОКБ-16 был назначен Константин Константинович Глухарев, человек более чем примечательный. Он работал заместителем у многих конструкторов того времени: Курчевского (арестован), Королева и Глушкова (арестованы), Шпитального (арестован сам по обвинению в шпионаже от Шпитального же), Таубина. После ареста Таубина стал руководителепм его ОКБ и не дал ему развалиться.
В целом, именно благодаря Глухареву, который фактически перевыпустил БМА-37 удалось сохранить наработки «врагов народа» и довести пушку до ума.
Ведущим проекта пушки стал молодой конструктор ОКБ-16 А. Э. Нудельман, а непосредственным исполнителем А. С. Суранов. Проект «новой» пушки был утвержден 15 июня 1941 г. И никого не смутило, что пушку разработали вроде как за два с половиной месяца.
Испытывали пушку на самолете ЛаГГ-3. Вообще Лавочкину надо сказать отдельное спасибо за то, что согласился испытывать пушку, не прошедшую испытаний на своем самолете.
Пушка прошла испытания вполне успешно. Можно было начинать армейские испытания, но тут начал вставлять палки в колеса Борис Шпитальный, который всеми силами пытался поставить на вооружение свою пушку Ш-37. К тому времени несколько десятков ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37 уже воевали, и пушка вызывала, мягко говоря, неоднозначные впечатления.
Мощный снаряд – это да, положительный момент. А вот масса (у Ш-37 – более 300 кг), магазинное питание – это отрицательный.
А вот пушка ОКБ-16 была легче пушки Шпитального вдвое. И питание было с помощью рассыпчатой ленты. В итоге вместо Ш-37 на вооружение все-таки приняли пушку ОКБ-16, несмотря на все закулисное сопротивление Шпитального.
Именно в этот период принятая на вооружение пушка 11-П получила обозначение НС-37 в честь разработчиков Нудельмана и Суранова. К сожалению, истинные авторы системы, Таубин и Бабурин, числившиеся врагами народа, были надолго забыты.
Войсковые испытания проводились на ЛаГГ-3, получивших название Тип 33 и Тип 38. Но потом произошла смена ЛаГГ на Ла-5, а основным потребителем НС-37 стали самолеты Яковлева.
Был разработан противотанковый вариант Як-9 с НС-37, который получил название Як-9Т (танковый). Самолет пришлось переделать, причем очень кардинально. Был усилен силовой каркас фюзеляжа в передней части, кабину летчика сдвинули назад на 400 мм, что несколько ухудшило обзор передней полусферы, но улучшило обзор задней. А в итоге Як-9Т начал обладать меньшей инертностью, так присущей всем свои коллегам по КБ.
Отмечу, что вообще для самолета, который не затачивался под установку такой пушки, Як-9Т оказался весьма удачным творением. Установка тяжелой пушки почти (велико слово) не сказалась на маневренных характеристиках истребителя, который фактически не стал от этого штурмовиком.
Да, легкая конструкция (по сравнению с другими носителями тяжелых пушек) не позволяла стрелять очередями больше 2-3 выстрелов. Сбивался прицел, да и вообще, от очереди в 5-6 выстрелов НС-37 самолет вообще мог свалиться на крыло, потеряв скорость.
Зато в плюсах довольно приличный боекомплект из 30 снарядов и просто отличная баллистика снаряда, позволявшая эффективно стрелять на дистанции от 600 до 1000 метров. Понятно, что снаряд пушки при попадании в любую воздушную цель очень сильно осложнял возможность продолжения полета.
Серийно Як-9Т строился на заводе N153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено 2748 самолетов.
А вот у Ил-2 с НС-37 не вышло, хотя вот кому бы как раз носить такие пушки, так штурмовику. И на госиспытания был предъявлен штурмовик, вооружение которого состояло из двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и 200 кг бомб. Реактивные снаряды пришлось убрать.
Испытания показали, что стрельбу с Ил-2 из пушек НС-37 можно вести только короткими очередями длиной не более двух-трех выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания.
Кроме того, хорошо бронированная техника оказалась не сильно уязвима для снарядов НС-37, примерно так же, как и у пушки ВЯ-23, а вот стрелять из НС-37 было значительно сложнее. Потому было принято решение выпуск Ил-2 с НС-37 не продолжать. Общее количество выпущенных Илов с пушками НС-37 оценивается в 1000 с небольшим штук.
Всего было изготовлено более 8 тысяч пушек НС-37. Треть, правда, оказалась невостребована. У пушки был самый главный недостаток – очень сильная отдача.
Если же сравнивать с импортными «коллегами» из приведенного выше списка, то, пожалуй, по боевым характеристикам с НС-37 могла бы сравниться только Но-204, японский ксерокс пулемета Браунинга на стероидах. Остальные же, и американская М4, и британская «Виккерс-S», и немецкая ВК-3.7 были либо слишком маломощными, либо не скорострельными. И точно так же страдали от отдачи.
Достоинства: баллистика, мощный снаряд, надежность.
Недостатки: очень сильная отдача, вес.
При написании статьи использованы материалы В. Шункова и Е. Аранова, фото с сайта airwar.ru.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/