Китайская авиационная промышленность накапливала опыт проектирования и производства техники за счет копирования зарубежных образцов, причем подобные процессы имеют место и сейчас. В этом году в серию пошел многоцелевой вертолет Harbin Z-20, предназначенный для разных структур Народно-освободительной армии. Считается, что в основе этого китайского проекта лежит зарубежная машина – однако ее конструкция подверглась серьезной переработке.
Иностранные корни
В середине восьмидесятых Китай на фоне потепления отношений с США приобрел у компании Sikorsky 24 многоцелевых вертолета S-70C-2 – гражданской версии военного UH-60 Black Hawk. Насколько известно, часть этих машин до сих пор остаются в эксплуатации. Параллельно с использованием импортной техники шло изучение ее конструкции для последующего заимствования наработок.
В девяностых годах руководство КНР приняло решение о разработке собственного вертолета с взлетной массой ок. 10 т и летно-техническими характеристиками на уровне S-70 / UH-60. Такая машина в будущем должна была поступить на вооружение армейской авиации, ВВС и ВМС НОАК, заменив устаревшие образцы. В течение некоторого времени программа разработки нового вертолета была известна как CMH. Позже проект переименовали в Z-20.
Проектные работы велись сразу несколькими предприятиями КНР. Исследования проводил институт AVIC China Helicopter Research and Development Institute, инженерные задачи решали предприятия Harbin Aircraft Industry Group (HAIG) и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Площадкой для строительства опытной и серийной техники выбрали завод HAIG.
В основу проекта CMH / Z-20 легла конструкция импортного вертолета S-70C-2. При этом не предполагалось простое копирование чужого образца. У машины марки «Сикорский» заимствовали ряд основных компоновочных и инженерных решений, тогда как основные агрегаты и некоторые аспекты общей схемы создавались самостоятельно. В связи с этим планер Z-20 похож на S-70, но несущая система имеет серьезные отличия. Также разница проявляется в составе силовой установки, приборного оснащения и т.д.
Китайские нововведения
Внешне китайский вертолет Z-20 похож на американский «прототип». Он имеет ту же аэродинамическую схему и схожий фюзеляж большого удлинения с характерным низким профилем и большой шириной. Сохранены компоновка, конструкция основных агрегатов, шасси и т.д.
Китайские инженеры не стали прямо заимствовать винты и разработали собственные изделия. Z-20 получил пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой. Втулки винтов, по всей видимости, разрабатывались самостоятельно и на основе имеющегося опыта.
Читайте также Авиация против танков. Часть 20
До сих пор не раскрыта точная информация о двигателях китайского вертолета. Машина получает два турбовальных двигателя, помещаемые в гондолах на бортах фюзеляжа. Между ними располагается главный редуктор. Ранее в зарубежных источниках появлялись неподтвержденные сообщения, согласно которым опытные Z-20 комплектовались двигателями WZ-9 производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC). Также сообщалось, что серийные машины могут получить двигатели WZ-11 или WZ-16 от CNSAIC. Какие изделия используются на реальных серийных образцах – неизвестно.
В любом случае мощность двигателей достигает 2000-2100 л.с., что позволяет получить требуемую энерговооруженность и обеспечить желаемые летные характеристики. Примечательно, что по мощности двигателей и соответствующему потенциалу вертолет Z-20 заметно превосходит имеющиеся S-70C-2.
Комплекс бортового оборудования и средств управления фактически разработан с нуля на основе доступных систем. Специально для Z-20 создана новая электродистанционная система управления. Также используются актуальные системы навигации и связи, выгодно отличающиеся от оснащения старой импортной техники.
В остальном вертолет Harbin Z-20 мало отличается от более старого S-70C-2. Он предназначается для транспортировки людей и грузов. Для них предусматривается объемная кабина в фюзеляже; возможно использование внешней подвески. Вертолет управляется двумя пилотами и может перевозить 10 человек или сопоставимый груз.
При необходимости Z-20 может решать боевые задачи, для чего получает вооружение. В проемах бортовых дверей могут монтироваться пулеметные установки. Также предусматривается подвеска блоков неуправляемых снарядов и пушечных или пулеметных контейнеров.
Вертолеты в воздухе
Первый опытный вертолет Z-20 был построен в конце 2013 г. Его первый полет состоялся 23 декабря. Сборка прототипов продолжалась, и вскоре на испытания вышли новые машины. Начиная с осени 2015 г., в разных источниках сообщалось о существовании пяти опытных вертолетов. Все они выполняли полеты, и с их помощью осуществлялись все необходимые мероприятия.
Испытания опытных машин и наладка серийного производства заняли несколько лет. Первые сообщения о старте поставок техники заказчику появились лишь весной текущего года. В мае были опубликованы первые фото вертолетов Z-20 с опознавательными знаками НОАК и бортовыми номерами, указывающими на эксплуатацию в строевой части. Эта техника принадлежит 161-й воздушно-штурмовой бригаде Центральной зоны боевого командования китайской армии.
Все это показывает, что серийное производство запущено, и теперь Harbin Z-20 будут массово поступать в войска. При этом, по старой китайской традиции, объемы заказов, планы по строительству и стоимость техники не разглашаются. В течение следующих лет в этих вопросах придется полагаться исключительно на предположения, оценки и данные разведок.
Читайте также Новости проекта Ми-28НМ
По всей видимости, первые партии вертолетов Z-20 будут поступать в армейскую авиацию и распределяться между различными частями и соединениями. Появление собственного среднего многоцелевого вертолета позволит самостоятельно выполнять переоснащение частей необходимым количеством техники. Впрочем, такие процессы могут затянуться на несколько лет – даже если речь идет только об армейской авиации.
Прежде всего, Z-20 будет использоваться в качестве транспорта для солдат и грузов, способного также оказывать огневую поддержку. Следует ожидать появление модификации для морской авиации. Она должна отличаться противокоррозионным исполнением и иметь иной состав оборудования. Корабельный вариант Z-20 будет полезен как транспорт и как носитель противолодочных систем.
Ранее китайские авиастроители говорили о принципиальной возможности создания экспортной модификации вертолета. Такой вариант Z-20, имея достаточно высокие характеристики и невысокую цену, должен будет заинтересовать развивающиеся государства. В качестве возможных заказчиков рассматривались Пакистан, Иран и другие страны Азии и Африки.
Оригинальная копия
Недавние новости о начале эксплуатации серийных машин Harbin Z-20 ставят точку в длительной истории разработки нового многоцелевого вертолета среднего класса. Кроме того, они наглядно показывают желания и возможности Китая в деле строительства новой авиационной техники, а также демонстрируют используемые подходы.
В основе проекта Z-20 лежат идеи и решения, заимствованные у иностранного образца. Их переработали и дополнили в соответствии со своими возможностями и компетенциями. В результате получилась «копия» существующего вертолета, в некоторой мере превосходящая оригинал. Впрочем, не следует забывать и про большую разницу в возрасте двух образцов.
Следует отметить, что пока КНР отстает от других стран в сфере средних многоцелевых вертолетов. Основными машинами этого класса в войсках остаются лицензионные копии зарубежных образцов или полностью импортная техника. Ситуация начала меняться лишь в последние годы, с появлением проектов Z-18 и Z-20. Тем не менее, и они основываются на зарубежном опыте.
И все же в итоге НОАК и другие структуры получают необходимую технику с требуемыми характеристиками. Сохраняется серьезное отставание от ведущих стран мира, но в динамике ситуация выглядит позитивно. Китай постепенно нарабатывает опыт для разработки и строительства всей необходимой авиационной техники, и новейшие серийные вертолеты Z-20 подтверждают его успехи в этом деле.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/