22% россиян считают, что ничего страшного не случится, если платеж по кредиту будет внесен не вовремя. В основном такое мнение озвучила молодежь. Данное исследование было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).
Граждане России, возраст которых от 18 до 44 лет, считают, что незначительная просрочка по кредиту – это нормальное явление. Такого мнения придерживаются 27-31% опрошенных. Россияне старшего возраста относятся к выполнению своих обязательств более серьезно. Только 19% из них считают, что небольшая просрочка не страшна.
34% респондентов отметили, что их нервируют звонки из банка о напоминании предстоящего платежа по кредиту. При этом мужчины более негативно относятся к этому вопросу, чем женщины (38 против 31%). Больше всего недовольных среди заемщиков с высоким уровнем доходов: 46% из них приходят в негодование от подобных методов работы банков.
Клиенты, возраст которых 18-24 года, и пенсионеры, не так настроены агрессивно к смс-сообщениям и звонкам сотрудников колл-центра, как постоянные заемщики в возрасте 25-44 лет (21-33% против 37-39%).
Ирина Лобанова, представитель НАФИ, сообщила, что многие россияне считают, что задержка платежей по кредиту – абсолютно нормальное явление. Банк ничего не теряет, так как уже получил свою прибыль. По мнению аналитика компании «Финам», такое пренебрежительное отношение к погашению кредитов вызвано низкой финансовой грамотностью клиентов, особенно тех, кто проживает в небольших городах и поселках. Многие заемщики даже не задумываются над начисленной пеней и тем, что возникновение просрочки негативно отображается на их кредитной истории.
Елена Башкирова, генеральный директор фирмы «Башкирова и партнеры» отметила финансовый и юридический нигилизм населения. Например, европейцы и американцы тщательно контролируют свои доходы и расходы, ведут соответствующие книги учета. Они точно знают, сколько тратят средств каждый месяц. В России планирование семейного бюджета вообще не развито. Активное потребительское кредитование способствовало формированию мнения, что многие дорогостоящие товары и услуги доступны гражданам со средним и низким уровнем доходов. Люди преклонного возраста воспитывались в другое время, к своим обязательствам они относятся серьезно.
Сотрудник НБКИ, отметил, что просрочка, продолжительность которой меньше 30 дней, негативно сказывается на репутации клиента. В будущем он не сможет взять кредит на выгодных условиях. Банки готовы его прокредитовать под более высокий процент, также будет уменьшен кредитный лимит. Клиенты с длительной просрочкой, не смогут больше оформить необеспеченный кредит.
Олег Лагуткин – гендиректор компании «Эквифакс» добавил, что каждое финансовое учреждение самостоятельно устанавливает продолжительность «безвредной» просрочки. Для одного банка ее термин составляет 5 дней, для других – 90 дней. По информации «Эквифакса» 50% заемщиков всегда вовремя вносят плановые платежи по кредиту, 21% — хотя бы один раз задерживали оплату на срок до 30 дней, 7% клиентов самовольно освобождали себя от кредита на 60 дней. 18% заемщиков имеют просрочку свыше трех месяцев.
35% россиян считают, что если просрочка по кредиту будет закрыта, то запись о ее наличии будет ликвидирована из бюро кредитных историй. Только 38% респондентов знают, что кредитная история – это навсегда. Для того чтобы исправить свою «подмоченную» репутацию необходимо больше не допускать просрочек, а еще лучше – погашать кредит досрочно. За границей «провинившиеся» клиенты оформляют небольшие кредиты и своевременно их выплачивают. Таким образом они доказывают финансовым учреждениям свою платежную дисциплину.