Главная » Мировые новости на данный час » G20: как Россия вписывается в мировую повестку, почему инфраструктура должна стать отдельным классом активов и как консолидировать все данные в одном месте

27.04.2019

G20: как Россия вписывается в мировую повестку, почему инфраструктура должна стать отдельным классом активов и как консолидировать все данные в одном месте

G20: как Россия вписывается в мировую повестку, почему инфраструктура должна стать отдельным классом активов и как консолидировать все данные в одном месте

г. Москва / ЦФО

25 апреля в рамках VI Инфраструктурного Конгресса «Российская неделя ГЧП» прошел рабочий семинар «Группы двадцати» (G20) с представителями бизнеса по вопросам развития инфраструктуры. В работе семинара приняли участие делегаты из более 20 стран. Спикерами выступили представители органов власти, инвестиционных и финансовых институтов, ведущие отраслевые эксперты.

НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНА ДЛЯ РОССИИ ПРОБЛЕМА ИНФРАСТРУКТУРНОЙ АВТАРКИИ

В первой части семинара G20 участники обсудили основные тренды развития мировой инфраструктуры, а также место России и ее перспективы. Модератором встречи выступил сопредседатель Рабочей группы по инфраструктуре G20 и заместитель секретаря Казначейства Австралии Дамиен Данн, который кратко обрисовал мировую повестку.

Выступая с приветственным словом к участникам семинара, заместитель министра финансов Сергей Сторчак рассказал об истории проблематики инфраструктурных инвестиций. По его словам, новый тренд – это качественные ответственные инвестиции в инфраструктуру, а также соответствие инфраструктуры принципам зеленого роста, устойчивого развития. В своем выступлении замминистра не мог не упомянуть о ближайших целях России на этом рынке. Россия, по его словам, будет активно развивать инфраструктуру через нацпроекты, которые соответствуют задачам «майского» указа президента Владимира Путина. До 2024 года планируется инвестировать 26 трлн рублей в развитие инфраструктуры.

Управляющий директор дирекции транспорта и инфраструктуры Евразийского банка развития (ЕАБР) Тимур Абдуллаханов поднял проблему инфраструктурной автаркии. По его мнению, мировая инфраструктура за рубежом развивается сама по себе, а Россия в этом процессе не участвует. В качестве примера этой обособленности он рассказал о китайском проекте «Один пояс – один путь»: по мнению управляющего директора, проект мог бы обойтись и без России. Абдуллаханов также рассказал о реализуемых банком проектах: таможенные пункты, газопроводы и ряд ГЧП-проектов с Казахстаном.  

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун рассказал о корпорации и о том, как она вписывается в реализацию глобальных инфраструктурных задач. В качестве действующего механизма он обозначил фабрику проектного финансирования, которая дает больше возможностей для реализации проектов. По его мнению, разработанного магистрального плана вполне достаточно, чтобы не отстать от мира. Корсун предложил подумать над новыми видами транспортной инфраструктуры, например, дорогами для беспилотников.

Инвестиции в инфраструктуру являются ключевым двигателем социального и экономического развития государства, способствуют повышению уровня и качества жизни, отметил представитель генерального Директората по экономическим и финансовым вопросам Европейской комиссии Давид Мартинез. Он рассказал про инструменты, применяемые в Европейском союзе (ЕС), и обозначил планы по развитию.

Главный экономист АБИИ Ян Пин Тиа рассказал про инфраструктуру Азии и ее перспективах, отметив некоторые проблемы из-за торговых войн, замедления темпов экономики и т.п. По его мнению, другим странам не удастся построить какую-то инфраструктуру полностью в обход России – «ведь это такая большая страна».

Начальник управления инфраструктурного финансирования «Сбербанка» Константин Песоцкий выразил обеспокоенность в связи с исполнением задач нацпроектов: многие проекты могут быть не запущены к 2024 году, так как на их подготовку и проведение конкурса понадобится несколько лет.

По мнению заместителя генерального директора Первой концессионной корпорации, (группа ВИС) Алана Бугулова, использование механизмов ГЧП может помочь справиться с инфраструктурными вызовами. Однако для использования ГЧП важна нормативная база, иначе могут возникнуть конфликты между инвестором и публичной стороной. Руководитель практики инфраструктуры и ГЧП по региону Центральной Азии и Кавказа, Squire Patton Boggs Александр Долгов в ходе своего выступления рассказал о судебной практике, упомянув так называемое «башкирское дело». Он добавил, что для России основная проблема сейчас в том, что мало международных институтов готовы в нее вкладываться.

Читайте также:  Зоны работы красноярских мусорных операторов изменят для запуска реформы ТКО

ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС ИНВЕСТАКТИВОВ

Заместитель директора Директората по финансовым вопросам и вопросам предпринимательства ОЭСР (DAF) и генеральный секретарь Международной организации органов пенсионного надзора (IOPS) Андрэ Лабу в рамках своего выступления отметил, что существует большое количество заинтересованных лиц и бенефициаров в развитии инфраструктурных проектов. Он отметил, что существуют риски как у частного, так и государственного партнера при финансировании проектов: политические, экономические и технологические. Лабу отметил, что одной из проблем является коррупция — 60% взяток происходит в сфере инфраструктуры.

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик отметила, что ресурсная база инвесторов небольшая и наращивать ее неоткуда, сейчас 80% составляет банковское финансирование. Барьерами, по ее мнению, являются отсутствие инструментов и механизмов для привлечения средств институциональных инвесторов в инфраструктуру, высокие публичные риски строительства инфраструктурных проектов.

Для поддержания инфраструктурных проектов после их реализации требуется 2-3 трлн рублей в год, для развития — необходимо от 6-7 трлн рублей в год, указал начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансовых рынков Банка России Денис Григорьев. Он добавил, что на реализацию нацпроектов будет привлечено 25,7 трлн рублей, из которых около трети от частного партнера, но пока непонятно каким образом будут привлекаться средства.

Начальник отдела многосторонних банков развития Министерства финансов Германии Эльке Бауман отметила, что для развития инфраструктурных проектов необходимо создать правильную среду и убирать препятствия. Исполнительный директор GI Hub Мари Лам-Френдо заявила, что более 80% опрошенных инвесторов хотят увеличить свои инвестиции в инфраструктуру в ближайшие 3-5 лет, а также рассказала о перспективных отраслях. Научный сотрудник НИФИ Людмила Кабир добавила, что важно учитывать страновую специфику.

ИНФРАСТРУКТУРА В ОНЛАЙН: КАК МОЖНО КОНСОЛИДИРОВАТЬ РАЗРОЗНЕННЫЕ ДАННЫЕ

Генеральный директор ЕИБ (председатель IDI) Алан Годард обратил внимание на необходимость сбора и анализа данных в сфере инфраструктуры, сравнив данные об инфраструктуре с «двигателем по привлечению большего количества инвестиций». Он кратко остановился на разработанной базе Global Emerging Markets Risk Database, которая позволит управлять рисками инфраструктурных инвестиций проактивно.

В свою очередь о еще одном проекте рассказал исполнительный директор SIF-Sourcе Кристоф Доссар. Речь идет о многонациональной платформе с инвестиционными проектами SOURCE, которая даст огромные возможности для интеграции по всему миру.

О российской платформе поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА рассказал во время сессии исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко. Он также отметил, что в России нет государственного агентства, которое занималось бы государственно-частным партнерством, поэтому решено было сделать такое цифровое агентство, так появилась платформа, которая аккумулирует не только инвестиционные проекты, но также опыт и компетенции рынка, сделает более доступной экспертизу для мелких проектов, позволит регионам более активно развивать механизмы ГЧП.

Директор по цифровым государственным услугам Министерства экономики и предпринимательства Испании Франциск Хавьер Гарсиа Виера рассказал о развитии умных городов в Испании. Все данные от разных служб и ведомств собираются в единую базу, туда же поступает информация о качестве воздуха, освещенности улиц и многом другом. При этом доступ к базе можно получить с помощью приложения на смартофоне, а воспользоваться им может любой человек, необязательно житель Испании.

Источник