Проблемы, поднятые жителями «Опаловой башни» в коллективном иске, выявили риски для правительств и государственных органов в отношении развития государственно-частного партнерства, считают юристы Cooper Grace Ward.
ГЧП представляет собой инновационный способ для правительств, как сохранить право собственности и контроль над ней, одновременно способствуя частному развитию, не неся бремени расходов, связанных с этим. Формулирование и реализация ГЧП по своей сути сложны, пересечение между передачей риска и воздействием на стоимость часто бывает трудным для сторон, чтобы ориентироваться — особенно в том, что касается определения предполагаемых рисков, в свою очередь, количественного определения их (рисков) на этапе подачи заявок, не является простым делом.
Тем не менее, правительства должны быть осторожны при заключении таких договоренностей, потому что они могут подвергаться судебному разбирательству, если разработка не проводится с должной тщательностью и умением.
Например, «Опаловая башня», небоскреб в Сиднее, страдает от серьезных структурных проблем. В Верховный суд Нового Южного Уэльса недавно был подан коллективный иск держателей паев, утверждающих, что башня непригодна для жизни. Небоскреб был спроектирован, построен и разработан частными лицами, однако иск о возмещении был подан против Администрации Олимпийского парка Сиднея, государственного органа, управляющего землей, на которой построена башня.
Правительство Квинсленда, которое часто сохраняет право собственности на застроенную землю, может быть подвергнуто аналогичному судебному разбирательству, если передача ответственности и риска не была должным образом прописана в начале разработки ГЧП.
Еще один ключевой риск ГЧП заключается в том, что, если прогнозируемая финансовая прибыль для частного застройщика окажется недостаточной, инвесторы могут попытаться подать в суд на правительство или государственный орган за любое действие, которое негативно сказалось финансовой показателях ГЧП-проекта. Недавние случаи демонстрируют, что структура закупок должна защищать правительство от такой ответственности.
Однако характер распределения рисков в ГЧП представляет собой более сложный процесс, чем просто снятие с себя как можно большей ответственности перед разработчиком. Соотношение цены и качества является ключевым обоснованием любого ГЧП. Чтобы обеспечить наилучшее соотношение цены и качества при разработке ГЧП, проектные риски должны распределяться между сторонами, которые в наибольшей степени способны управлять ими, что сводит к минимуму затраты и повышает производительность. Это сложный баланс для правительств и законодательных органов, который требует стратегической правовой перспективы.