Сегодня речь пойдет об уникальном японском самолете, истребителе фирмы «Кавасаки» Ki-61 «Hien». Название переводится как «Летящая ласточка», и это первый японский армейский истребитель, созданный после начала войны. «Hien» был уникальным для Японии, так как он был единственным серийным истребителем, использовавшим двигатель жидкостного охлаждения.
Многие напрямую называют Ki-61 японским «Мессершмиттом», но на самом деле с Bf.109 его роднит только двигатель. Да, немецкий самолет был как бы эталоном, но отличия в технологиях производства двух стран свели на ноль возможное сходство двух машин.
«Ласточка» Ki-61 на самом деле стал для «Кавасаки» лебедем, спевшим свою песню по амбициям фирмы. И своеобразным памятником веры «Кавасаки» в истребитель с рядным двигателем жидкостного охлаждения. И упреком, напоминанием, что японские инженеры так и не смогли довести этот двигатель до ума.
Но нельзя отнять то, что ни один самолет фирмы «Кавасаки» не строился так долго и в таком количестве модификаций, как Ki-61.
А началось все в 1937 году, когда «Кавасаки» сильно потеряла свои позиции в качестве производителя самолетов. Лихие ребята из «Накаджимы» были сильнее. И надо было что-то делать.
Надо сказать, большую помощь «Кавасаки» оказал новый директор фирмы «Блом и Фосс» доктор Фогт, бывший главный конструктор «Кавасаки». Иногда полезно иметь таких друзей. Так вот, стараниями доктора Фогта японцы получили в свое распоряжение двигатель DB-601A от «Даймлер-Бенца» и дружеское разрешение на лицензионное производство.
Соглашение было подписано в 1939 году в самом конце, а в феврале 1940 года штаб армейской авиации выдал «Кавасаки» контракты на тяжелый перехватчик Ki-60 и легкий истребитель Ki-61 с немецкими двигателями. Война в Европе к тому времени уже шла полным ходом и успехи немцев дошли и до Японии.
С перехватчиком Ki-60 не вышло, самолет оказался очень тяжелым и не вызвал интереса у армейских летчиков. А вот с Ki-61 вполне получилось. Он был разработан в качестве легкого истребителя для замены истребителя Ki-43 «Хаябуса». Ki-61 оказался тяжелее и быстрее, был мощнее вооружен, хотя и проигрывал Ki-43 в маневренности.
К июлю 1941 года «Кавасаки» запустила DB.601A в производство под названием «Кавасаки» Ha-40. Прототип Ki-61-01 с этим двигателем был готов в декабре 1941 года, а через несколько дней Японии вступила во Вторую Мировую войну.
В начале 1942 года на испытаниях прототип достиг максимальной скорости 587 км/ч. В «Кавасаки» были довольны результатами и приступили к выпуску испытательной серии.
Правда, энтузиазм несколько уменьшился после череды аварий и катастроф. Было потеряно несколько прототипов, в том числе погиб и главный шеф-пилот «Кавасаки» Катаока. Причины проблем были выявлены, виноват оказался двигатель Ha-40, который в отличие от немецкого оригинала оказался крайне капризным и не очень надежным.
Однако испытания, проведенные с японской скрупулезностью, показали, что Ki-61 был практически по всем параметрам лучше, чем Ki-43-II, Ki-44, трофейный американский P-40E и даже «Мессершмитт» Вf.109 E-2. Такие выводы были сделаны на основании многочисленных учебно-тренировочных боях в армейском испытательном центре Кагамигахара.
В итоге в августе 1942 года самолет был принят на вооружение как «Кавасаки» Тип 3 модель I «Hien» или Ki-61-I.
Но к этому времени противник был осведомлен о появлении у японцев нового истребителя. Еще в апреле 1942 года во время испытательного полета, летчик-испытатель Умикава в процессе испытательного полета внезапно наткнулся на группу бомбардировщиков В-25. Это была группа капитана Дулитла, совершавшая первый боевой налет на Японию.
Умикава погнался за бомбардировщиками, но был вынужден прекратить погоню из-за недостатка топлива. Зато экипажи американских самолетов смогли рассмотреть необычный для Японии «тощий» истребитель, очень похожий на «Мессершмитт».
Довольно долго американцы считали, что в японских ВВС находятся на вооружении то ли закупленные в Германии, то ли производимые по лицензии «Мессершмитты», которые надо ожидать в других районах Тихого океана.
В общем, учитывая репутацию, которую к 1942 году заслужили «Мессершмитты», оптимизма американцам это не добавило.
Но по сути Ki-61 встретился с американскими самолетами в бою только через год. Но за этот год на тихоокеанском театре военных действий произойдут изменения далеко не в пользу японцев, и Ki-61 станет одной из последних надежд по противодействию этим изменениям.
Когда армия побеждает, все идет обычно спокойно. Но когда армия проигрывает, наступает паника и далеко не всегда получается адекватно реагировать на обстановку. Мы часто были свидетелями исторических событий, когда командование просто начинает бросать в сражение все, что под руку подворачивается.
Читайте также Второе рождение МиГ-35: судьба самолета под вопросом
Примерно так получилось и с дебютом Ki-61, экипажи которых бросили в мясорубку боев в Новой Гвинее. Тут стоит напомнить, что Ki-61 в плане пилотажа кардинально отличались от привычных Ki-43. Они были быстрее, но не такие маневренные, что сказалось на подготовке летчиков.
Части, вооруженные Ki-61, сражались на Соломоновых островах, в Новой Гвинее, защищали транспортные конвои, идущие в Новую Британию, Новую Ирландию.
К размещенным на Новой Гвинее первой модели Ki-61-Iа, в конце 1943 года присоединились новые истребители Ki-61-Ib с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов.
Война на островах, где «Ласточки» вынесли на своих крыльях основную боевую нагрузку, выявила еще одну проблему, проблему обслуживания и ремонта самолетов.
Японская авиация не могла похвастаться большим количеством реально подготовленных техников. Для основной же массы, привыкшей к двигателям воздушного охлаждения, мотор На-40 был еще той головоломкой.
Отказы гидравлической системы, течи патрубков и радиаторов, поломки двигателя стали причиной того, что и без того не очень надежный На-40 просто приковывал самолеты к земле.
Потенциально великолепный истребитель оказался слишком ненадежным. Огромное количество обездвиженных и бесполезных «Ласточек» скопилось в джунглях вокруг аэродромов на Новой Гвинее. Запасные части были в дефиците и часто механики из нескольких самолетов собирали один, способный подняться в воздух.
Кроме того, очень часто запчасти не приходили, потому что суда, перевозящие их, становились жертвой американских подводников или летчиков.
Плюс огромная растянутость театра военных действий. Например, самолет, сломавшийся на Новой Гвинее, мог быть капитально отремонтирован только на Филиппинах, в Маниле, куда его надо было отправить на корабле, почти за 1000 километров.
Несмотря на многие проблемы, «Ласточка» пользовалась как ненавистью механиков (заслуженной), так и любовью пилотов.
Да, самолет был не таким маневренным, как Ki-43, зато по японским меркам это был почти летающий танк, с протектированными баками, бронеспинкой для пилота и бронезаголовником по типу немецкого.
И все-таки, считаясь тяжелым и неуклюжим по японским меркам, Ki-61 превосходил в маневре все американские самолеты до момента прибытия новейших F6F «Хеллкэт» и P-51 «Мустанг».
Р-40 и Р-39 однозначно проигрывали Ki-61 и вертикаль, и горизонталь. А в невыгодной для себя ситуации пилот Ki-61 мог всегда выйти из боя в пикировании. Только в боях с двухмоторным Р-38 этот прием не проходил, но в боях с «Лайтнингом» пилоту Ki-61 это и не требовалось, поскольку преимущество в маневренности было более чем достаточным. Защищенные броней летчики Ki-61 были, как правило, более агрессивны, чем их коллеги на легких Ki-43.
30 декабря 1943 года союзниками на бывшем японском аэродроме мыса Глостер был захвачен первый практически неповрежденный Ki-61. Американцы быстро облетали японский истребитель, отметили, что Ki-61 или «Тони» по американской системе называний был приятен в пилотировании, достаточно энергичен, легко управляется. Также был отмечен тот факт, что японцам тяжело содержать самолеты в технически исправном состоянии.
В ходе боев в Новой Гвинее неоднократно предпринимались попытки усилить эффективность Ki-61, которому явно не хватало огневой мощи. Для борьбы с прочными и живучими американскими бомбардировщиками пулеметного вооружения очевидно было недостаточно.
Японская промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить требования армии по организации производства авиационных пушек. Но тут еще «помогли» сами представители армейской авиации, не захотевшие ставить на свои самолеты «морские» пушки «Тип 99». Бред, конечно, но такие были расклады в той Японии.
Выручили немцы, приславшие на борту подводной лодки в Японию 800 пушек MG-151.
Пришлось укреплять крылья Ki-61-I для установки немецких пушек, которые обладали значительной силой отдачи. При установке пушки MG-151, их пришлось поворачивать на бок для размещения в относительно тонком крыле Ki-61, закрывая выступающие части казенной части небольшими обтекателями на нижней поверхности крыла.
К июню 1944 года все немецкие пушки были использованы и 388 истребителей Ki-61 было оснащено изделиями «Маузера».
Была предпринята попытка еще усилить вооружение, заменив крыльевые пулеметы 12,7-мм на пушки Но.155 калибром 30 мм. Так появилась в небольшой серии модель Ki-61-I-Каi-d, но производство продолжалось недолго, выяснилось, что отдача 30-мм пушек просто разрушает крыло.
Но в 1945 году начался закат «ласточек». Появились «Мустанги». И здесь стоит привести такой пример, когда в одном из последних воздушных боев за Филиппины 11 января 1945 года два американских пилота P-51, выполнявших разведывательный полет, встретили японский морской бомбардировщик G4M переделанный в транспорт, который сопровождали двенадцать (!) истребителей Ki-61.
Читайте также ВВС США: F-35 к войне готов!
Американские пилоты мало того что в лучших традициях советских коллег атаковали вдвоем превосходящего противника, так они сбили девять Ki-61 и сопровождаемый ими бомбардировщик-транспортник.
На борту этого G4М находились офицеры штаба японского флота, которых эвакуировали с Филиппин…
Это показывает, насколько упал уровень подготовки японских пилотов после катастрофических потерь в Новой Гвинее, Лейте и Филиппинах.
Последняя битва, в которой приняли участие Ki-61, стала битва за Японию.
На этих самолетах применялись самые разные вариации вооружения. Где-то «Ласточек» лишали пулеметов, чтобы максимально облегчить самолеты и добраться до B-29, летящих на высоте 9 км. Другие подразделения добавляли дополнительные 20-мм пушки Ho.5, доводя вооружение Ki-61 до 2х20-мм синхронных пушек в фюзеляже, еще пары в крыльях и 2х12,7-мм пулеметов в крыльях. Иногда пулеметы демонтировали.
В общем, полевые переделки кто во что был горазд.
Все дело заключалось в том, что до В-29, которые начали терроризировать Японские острова с высоты 9 км из всех японских истребителей нормально могли добраться и атаковать только «Ласточки». В этом плане Ki-61 был единственным одноместным истребителем, который мог не только забраться на высоту свыше 9000 м, но и сохранять там боеспособность без риска свалиться в штопор.
Но даже для него требовалось максимально облегчить самолет, часто путем удаления большей части вооружения с истребителя. Это ставило пилотов Ki-61 в еще более невыгодное положение, в попытках атаковать утыканный пулеметами бомбардировщик на своих почти разоруженных истребителях.
Или применяли такой прием: чтобы сохранить огневую мощь, Ki-61 взлетал с парой подвесных баков, но с почти пустым основным. При выходе в атаку ПТБ сбрасывались, облегчая самолет, но в основном баке топлива хватало лишь на одну атаку.
Многие из пилотов были недавними выпускниками летных школ, которые они закончили, имея лишь несколько часов боевой летной подготовки. Это была вынужденная мера из-за крайней нехватки топлива в Японии. Отсюда полная неспособность хоть что-то сделать с В-29, ну а дальше известно: дальше были тараны.
В общем, дошло до совершенной глупости: пилоты начали разоружать свои самолеты, чтобы улучшить летные характеристики. К 1945 году «специальные атаки» стали обычным способом сопротивления как с самолетами, так и с кораблями.
Стоит сказать о том, что во время войны в компании «Кавасаки» работали над 2-й и 3-ей модификациями Ki-61. Планировался к установке новый, более мощный двигатель На-140, но в 1944 году стало не до него, благо, проблем хватало и с предшественником, На-40.
Так что всю войну Ki-61 провоевал в первоначальном варианте, изменялось только вооружение. С 2 х 7,7-мм и 2 х 12,7-мм пулеметов до 4 х 20-мм пушек.
Дальнейшее развитие «Ласточка» получила в проекте истребителя «Тип 5» Ki-100, но это уже другая история. А карьера Ki-61, завершилась в Китае уже после окончания Второй мировой войны.
Некоторое количество трофейных Ki-61 попало в армию Мао Цзе Дуна и вполне нормально участвовало в сражениях с армией Чан Кай Ши, причем за штурвалами сидели японские летчики. Но со временем Ki-61 заменили на более современные «Мустанги» и Ла-11.
Так закончилась карьера первого японского армейского истребителя с двигателем жидкостного охлаждения.
Самолет был неплох, наверное, это лучшее, что можно было создать руками японских инженеров. Во многих источниках его почему-то называют то копией Bf.109, то копией итальянского МС.202, но все же это был японский самолет. Который увы, совершенно не дотягивал до оригиналов, родство с которыми ему приписывалось.
Если бы инженеры «Кавасаки» смогли не просто скопировать DВ.601А, но и модернизировать его так, как это делали немцы, на выходе мог бы быть совсем другой самолет.
Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения. И Ki-61 остался в истории как во многом передовой, но не доведенный до ума самолет.
ЛТХ истребителя Ki-61-II:
Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 9,16
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
— пустого самолета: 2 840
— нормальная взлетная: 3 780
— максимальная взлетная: 3 825
Двигатель: 1 х Кавасаки Hа-140 х 1500 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 610
Крейсерская скорость, км/ч: 450
Практическая дальность, км 1 600
Боевая дальность, км: 1 100
Максимальная скороподъемность, м/мин: 835
Практический потолок, м: 11 000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две синхронные 20-мм пушки Hо-5 и два 12,7-мм крыльевых пулемета. 2 бомбы 250 кг .
Источник:
Аранов Е. Kawasaki Ki.61/Ki.100 «Hien»/»Tony».
/Роман Скоморохов, topwar.ru/